Начать урок-семинар можно с повторения повести «Шинель» и ее осмысления в контексте всего цикла «Петербургские повести».
Вопросы и задания к повести «Шинель»
1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица
рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения
отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?
2. Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести
лишен «лица» от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и
т. д.).
3. Докажите, что образ Акакия Акакиевича «живет» в двух
измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной
Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое «лицо» приводит его
к гибели?
4. Индивидуальное задание. Выявите отличие
образа Акакия Акакиевича Башмачкина от других образов «маленького
человека» в русской литературе: Самсона Вырина и Евгения («Станционный
смотритель» и «Медный всадник» Пушкина), Макара Девушкина («Бедные
люди» Достоевского) и др.
Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся.
План семинара
1. Охарактеризуйте образ «маленького
человека» на примере главных и второстепенных героев повести «Невский
проспект». Почему гибнет Пискарев и торжествует Пирогов?
2. Можно ли считать «маленьким человеком» майора Ковалева из
повести «Нос»? Какой смысл приобретает в повести мотив потери «лица»?
Какова роль в повести фантастики и гротеска?
3. Какова эволюция художника Чарткова в повести «Портрет»? Можно ли его трактовать как образ «маленького человека»?
4. Индивидуальное задание 1. Какое место в сборнике «Петербургские повести» занимает повесть «Коляска»? Как в ней решается проблема человеческой личности?
5. Индивидуальное задание 2. Найдите черты
«маленького человека» в образе Поприщина («Записки сумасшедшего»).
В чем своеобразие этого героя? Как в повести отражается проблематика
всего сборника?
6. Индивидуальное задание 3. Можно ли считать
«Рим» органической частью «Петербургских повестей»? Попробуйте отыскать
черты общности этого произведения с другими повестями цикла.
Итог урока.
Петербург в повестях Гоголя
олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно
обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и
безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом,
губительным для «маленького человека», и способна принимать самые
неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем Гоголь — мастер реальных
образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать
существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность,
соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это
подчеркивает призрачность действительности и непрочность,
неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла. |