ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 08.12.2019, 18:44
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Русская литература на современном этапе. Соотношение реалистических и постмодернистских тенденций в современной русской литературе
27.04.2014, 10:14

Цель: ознакомить учащихся с национальным своеоб­разием и связью с мировым литературным про­цессом современной русской литературы; дать понятие о массовой и элитарной литературах, представить предположительную классифика­цию литературы этого периода; сформировать представление учащихся об основных направле­ниях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры; формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современ­ная художественная литература и культура; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщать учащихся к общечеловеческим духов­но-нравственным ценностям.

Оборудование: учебник, опорная таблица, портреты и произве­дения русских писателей конца XX — начала XXI вв., РМ (или запись на доске).

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о национальном своеобразии и связи с мировым литературным процессом современной русской литературы, о массовой и элитарной литературах; знают ха­рактерные линии развития русской литературы ХХ в., идеологические и эстетические позиции писателей постсоветского периода; участвуют в обсуждении; составляют конспект по теме урока; готовят выступление (сообщение) по обсуждаемой проблеме.

Форма проведения: урок-лекция.

ХОД УРОКА

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ

 «Аукцион знаний»

♦ Какую литературу можно считать современной? Назовите со­временных, с вашей точки зрения, отечественных авторов.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Сейчас уже всё реже можно услышать голоса, кри­чащие: «У нас нет литературы». Понятие «Современная литера­тура» для многих теперь ассоциируется не с Серебряным веком и даже не с «деревенской» прозой 1970-х гг., а с живым сегодняш­ним литературным процессом. О том, что литература жива и будет жить, свидетельствует несколько фактов. Во-первых, это литера­турные премии, большие и маленькие, известные, вроде Букеровской, и только появившиеся на свет, например, имени пушкин­ского Ивана Петровича Белкина, премии, помогающие выжить талантливым писателям и сориентироваться — вдумчивым читате­лям. Во-вторых, невероятная активность книгоиздания. Теперь не только «толстые» журналы спешат за литературными новинками, но и книгоиздательства. часто книга успевает выйти раньше, чем последняя часть того же романа — в журнале, что образует здоро­вую конкуренцию. В-третьих, литературные ярмарки. Ежегодные ярмарки интеллектуальной литературы становятся настоящим событием; встречи с писателями, круглые столы и дискуссии сти­мулируют авторов — писать, а читателей — читать. В-четвёртых, литературный интернет: растущее количество электронных библи­отек и литературных сайтов, где каждый посетитель — и читатель, и писатель, и критик, где нет «высоких инстанций» и авторитетов, а есть только любовь к слову и тексту, свидетельствует о прише­ствии нового литературного поколения.

Современная литература должна отражать нашу реальную, нами переживаемую действительность. Большинство критиков и литературоведов предлагают считать началом современной рус­ской литературы 1991 г., который, помимо глобальных социаль­ных перемен, ознаменовался расколом Союза писателей.

В 1990-х гг. к основоположникам отечественного нового ли­тературного мира — мира модернизма и постмодернизма — Вене­дикту Ерофееву (1938-1990), Саше Соколову (род. 1943), Иосифу Бродскому (1940-1996) присоединились такие значимые, вполне состоявшиеся авторы, как Виктор Ерофеев (род. 1947), Татьяна Толстая (род. 1951), Виктор Пелевин (род. 1962), Владимир Соро­кин (род. 1955) и другие писатели «перестроечной эпохи», своим творчеством легализовавшие новую эстетику литературы.

IV. работа над темой урока

1. Лекция учителя (Учащиеся составляют конспект)

— Каковы же основные тенденции и общие закономерности рос­сийской литературы последнего десятилетия? Русская литература продолжает развиваться, основные её направления — постмодер­низм, реализм (во всех его разновидностях), модернизм и неосен­тиментализм.

Постмодернизм, пришедший из подполья в легальную литерату­ру во второй половине 1980-х гг. под именем «другая литература», сегодня продолжает активно развиваться. Основатели российского постмодернизма — это поэты Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров, Иван Жданов, Александр Ерёменко и др., прозаи­ки Венедикт Ерофеев, Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев. Сегод­ня Вячеслав Пьецух, Валерия Нарбикова, Саша Соколов, Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Виктор Пелевин — известные писатели,
активные участники современного лите­ратурного процесса. Их издают и переиз­дают, о них спорят критики и читатели.

Всех этих поэтов и писателей объеди­няет близость к постмодернизму, прояв­ленная в разной мере, но определяющая характер творчества. Недоверие к идео­логии, неприятие политизированного искусства, поиски эстетической свобо­ды, нового языка литературы, активный диалог с культурой прошлого — вполне естественные данности в противодей­ствии официальной культуре — приве­ли их к постмодернистской поэтике. Но и в восьмидесятые, и в девяностые годы XX в. творчество большин­ства из них неоднозначно и целиком к постмодернизму не сводимо.

Современный модернизм уходит своими корнями в литературу Серебряного века. Чаще всего современные модернистские авторы, противопоставляющие себя «литературе правдоподобия», солида­ризируются с постмодернистскими писателями, однако поверхнос­тно, на уровне «постмодернизма как манеры письма». Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в том, что вертикаль в сис­теме ценностей не разрушена: сохранено классическое деление на «высокое» и «низкое», «духовное» и «материальное», «гениаль­ное» и «бездарное». Современный модернистский текст восходит к русскоязычному творчеству Владимира Набокова, тогда как пос­тмодернистский, несомненно, к произведениям Даниила Хармса. Роман Татьяны Толстой «Кысь», получивший премию «Триумф» за 2001 г., соединил в себе черты интеллектуальной и массовой ли­тературы и стал событием художественной жизни России. Роман-антиутопия, роман-пародия, история о жизни страны, что неког­да была Россией, а теперь поселение, отброшенное Взрывом почти в каменный век.

Современный российский реализм существует в нескольких разновидностях, первая из них — неокритический реализм. Свои­ми корнями он уходит в «натуральную школу» русского реализма XIX в., с его пафосом отрицания действительности и изображения всех сторон жизни без ограничения. Современный натурализм, возродившийся в конце 1980-х гг., связан прежде всего с именем Сергея Каледина («Смиренное кладбище», «Стройбат»). Среди новой критической прозы 2001-2002 гг. — повесть Романа Сенчина «Минус», изображающая в традициях натуральной школы беспросветную жизнь маленького сибир­ского городка, «армейская» повесть Оле­га Павлова «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней», повесть о заброшенной деревне Александра Тито­ва с показательным названием: «Жизнь, которой не было». Пафос текстов, услов­но относимых к неокритическому реали­зму, пессимистичен. Неверие в «высокое» предназначение человека, выбор в ка­честве героя существа с ограниченным, суженным сознанием,— всё это предо­пределяет и основные закономерности Сергей Каледин стиля — тяжесть, лаконизм и нарочитую безыскусственность слога.

Вторая, ныне немногочисленная, разновидность реализма — онтологический, или метафизический реализм, расцвет которого пришёлся на 1970-е гг. «Деревенская» проза Василия Белова, Ва­лентина Распутина и др. стала школой онтологического реализма для группы сегодняшних молодых писателей. Философско-эстетическую суть онтологического реализма можно свести к следую­щему: в человеческой жизни существует высокий, но потаённый смысл, который нужно постигать, а не искать и обустраивать собс­твенное место под солнцем.

Третья разновидность реалистического крыла русской литера­туры — это постреализм. Термин, предложенный учёным и кри­тиком Марком липовецким, был введён, чтобы обозначить худо­жественные попытки осмысления экзистенциального поединка личности с хаосом жизни. Постреализм открыт постмодернистской поэтике, и, подобно сегодняшним модернистам, писатели Михаил Бутов, Ирина Полянская, Николая Кононов, Юрий Буйда, Миха­ил Шишкин используют также эстетические приемы постмодер­низма. Однако прежде всего постреализм — это экзистенциальный реализм, с его идеей личной ответственности, идеей свободы, тре­бующей индивидуальной проверки и примерки, идеей связанности и убежденностью в незавершимости и неразрешимости поединка личности с хаосом.

Следующее направление в российской литературе последних лет — это неосентиментализм, о появлении которого заявляют практически все известные критики. В основе этой художественной тенден­ции лежат традиции сентиментализма XVIII в. Идеал, выдвигаемый Николаем Карамзиным в «Бедной Лизе»,— чело­век чувствительный. Осознание ценно­сти простых чувств частного, «малень­кого», негероического человека — стала необычайно актуальна в сегодняшней литературе. В драматургии к неосен­тиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии — Тимура Кибирова, в прозе — большинство произведе­ний женской прозы. Показательно, что лауреатом Букеровской премии 2001 г. стала Людмила Улицкая с неосентименталистским романом «Казус Кукоцкого».

Характерные черты современной литературы

Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном про­странстве. Это обернулось, особенно в начале 1990-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» — обращением к запрет­ным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.).

Переходность, переклички с литературой Серебряного века — «сегодня литература живёт по законам «рубежа веков», так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются траги­ческие противоречия действительности».

Жанровые трансформации, поиски нового слова — писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань ме­жду художественной литературой и документалистикой: се­годня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В ху­дожественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр- фаворит — рассказ.

Диалог культур — проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречён быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века» (Генис А.).

Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература — это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков.

Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколе­ний. Это писатели-шестидесятники (В. Аксёнов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 1970-х гг. (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, при­шедшие в литературу в конце 1990-х гг. (А. Уткин, А. Гостева, И. СтогоГГ, Е. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).

Поиск нового героя — одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. СтогоГГа и др.

2. «Мозговой штурм» (в группах с РМ или с записью на доске)

Учитель. Обычно не учитывается разница между литературой элитарной и массовой, поэтому в одном ряду оказываются А. Сол­женицын и А. Маринина, В. Астафьев и Д. Донцова. Как сориенти­роваться в море ярких обложек многочисленных книжных магази­нов, как отличить настоящую литературу от проявлений массовой культуры?

Перед вами таблица «Основные отличия массовой и элитарной литератур». Разделите названных авторов на две группы.

Основные отличительные черты массовой и элитарной литератур

Массовая литература

Элитарная литература

Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой систе­мы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.)

Художественный эксперимент

Размытая авторская позиция или её отсутствие

Ярко выраженная авторская пози­ция

Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства

Уникальная авторская идея

Обращение к человеческим инстинктам, желаниям

Обращение к традиционным нрав­ственным ценностям

 

Комментарий. Задание может оказаться трудным. Не всегда такое деление корректно: в наше время наблюдается сокращение разрыва между массовой и элитарной литературами. Целый ряд писателей нельзя отнести ни к той, ни к другой. Это В. Токарева, В. Тучков, А. Слаповский, В. Золотуха, и многие другие. По-видимому, массовая литература нужна не в меньшей степени, чем интеллектуальная — у неё свои функ­ции, свои задачи. На книжной ярмарке интеллектуальной литературы нон-стоп в Москве большинство посетителей вы­сказывалось против деления литературы на интеллектуальную и массовую, о чём нельзя забывать, говоря о современном литературном процессе, в то же время, глядя на обилие пёстрых обложек, необ­ходимо помнить, что не только книгами для чтения в метро жива современная литература.

3. Постановка и решение проблемного вопроса

Учитывая исторические контексты начала и конца века, срав­ните «прогноз» А. А. Блока в отношении появления нового типа человека с современной реальностью. Выразите собствен­ную точку зрения.

«Я утверждаю, наконец, что исход борьбы решён и что движе­ние гуманной цивилизации сменилось новым движением, которое также родилось из духа музыки; теперь оно представляет из себя бурный поток, в котором несутся щепы цивилизации; однако в этом движении уже намечена новая роль личности, новая человеческая порода; цель движения уже не этический, не политический, не гу­манный человек, а человек-артист; он, и только он, будет способен жадно жить и действовать в открывшейся эпохе вихрей и бурь, в которую неудержимо устремилось человечество».

(А. А. Блок. Из статьи «Крушение гуманизма»)

4. Устная творческая работа

Если бы вам предложили написать художественное произведе­ние о своём времени, какой жанр вы бы избрали, о чём писа­ли бы?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

Что такое «литературный процесс»? Каковы особенности соци­окультурной ситуации 1990-х гг.?

В чём суть полемики о современном литературном процессе?

Какие новые проблемы исследуются в современной русской ли­тературе? Почему в ней так часто встречаются мотивы неверия и разочарования?

Какие основные направления выделяются в прозе последнего десятилетия литературоведческой наукой? Коротко охаракте­ризуйте их принципиальные различия.

VI. Домашнее задание

Творческое задание (по желанию учащихся). Напишите рецен­зию на одно из прочитанных вами современных произведений.

Индивидуальное задание (2-4 учащихся). Подготовить «лите­ратурные визитки» о жизни и творчестве В. Пелевина, Л. Улицкой.

Знать содержание рассказов В. Пелевина «Проблема верволка в средней полосе», Л. Улицкой «Народ избранный».
Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, русская литература, новаторский урок литературы, план-конспект урока скачать, конспект урока, методические рекоменда
Просмотров: 2287 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0