На уроке учащиеся познакомятся с новыми фактами жизни Пушкина
периода южной и михайловской ссылок и с наиболее значительными
стихотворениями этого времени. Рассказ о событиях жизни поэта либо
излагается в кратком сообщении учителя, либо может быть поручен
подготовленным учащимся. В качестве индивидуального задания школьники
гуманитарных классов могут проследить особенности романтической
композиции и стилистики одной из «южных» поэм.
Основная часть уроков посвящена анализу стихотворений Пушкина южного и михайловского периодов.
Вопросы и задания к стихотворению «Погасло дневное светило...»
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Какие черты романтизма проявились в нем? (Это элегическое
раздумье о жизни и судьбе человека, оценка своих прежних надежд и
мечтаний. Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила
новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним,
между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле и т. д.)
3. Как соотносятся в стихотворении внешние факты жизни и
внутренние порывы души? (Реальные события становятся основой для
психологического переживания, выраженного в форме элегического
воспоминания.)
4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана? (Грозная стихия океана созвучна душе поэта.)
5. В каком ключе рисуется в стихотворении природа? (Природа не
только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не
правдивое описание необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода,
стихийное движение.)
6. На чем основана композиция стихотворения? (Инверсия, контраст, безграничная перспектива, аллегория.)
7. Какой смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?
8. Индивидуальное задание. Сопоставьте
стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило...» со стихотворением
Батюшкова «Тень друга». Как проявились в пушкинском стихотворении
принципы «школы гармонической точности»?
Вопросы и задания к стихотворению «Я пережил свои желанья...»
1. Какова история создания стихотворения? (Стихотворение было
создано в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму «Кавказский
пленник».) Докажите, что это элегия.
2. Какова композиция стихотворения? (Элегия делится на две
части, в которых переживания лирического «я» сопоставлены с картиной
поздней осени.)
3. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?
4. Какая лексика помогает изображению душевного состояния
лирического «я»? Что в ней характерно для романтического стиля?
5. Индивидуальное задание. Найдите черты
сходства в переживаниях лирического «я» стихотворения «Я пережил свои
желанья...» и главного героя поэмы «Кавказский пленник». Подтвердите
свои мысли примерами.
Вопросы и задания к стихотворению «Демон»
1. Дайте характеристику центральному образу стихотворения.
2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом.
3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим «я»
стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной?
Почему?
4. Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру
проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях?
5. Есть мнение, что «злобный гений» — это не знакомец поэта, а
он сам в период утраты прежних, возвышенных «впечатлений бытия».
Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «Демон» с XV строфой главы I романа «Евгений Онегин».
Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал...»
1. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.
2. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?
3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией?
Докажите, что он нашел отражение в стихотворении «Пророк».
4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.
5. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Пушкина «И путник усталый на Бога роптал...» с балладой Лермонтова «Три пальмы».
Вопросы и задания к стихотворению «Если жизнь тебя обманет...»
1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные
испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?
2. В чем философский смысл стихотворения?
3. Как он связан с библейскими мотивами?
4. Как в стихотворении проявляются присущие лирике Пушкина гуманизм и оптимизм?
Итог уроков. Одно из главных настроений лирики
Пушкина южного периода — это трагизм восприятия жизни. Двойственное
романтическое мироощущение складывалось у поэта из воспевания ценностей
любви и свободы и одновременно их иронического отрицания. Однако поэт
смог преодолеть «безыдеальный» взгляд на жизнь. Поэтому в романтических
произведениях михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии
бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души,
приоритета свободы внутренней, которая не может быть скована внешними
законами и изоляцией от мира. |