ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 09.12.2019, 11:21
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа. Судьба народа - предмет лирических переживаний страдающего поэта
08.09.2014, 09:52

      В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, — причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт — лирик по сути — всю жизнь подчинял свое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали».
      В начале урока возможна композиция из стихов Некрасова, изученных ранее: «На Волге», «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», отрывков из поэмы «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины» — с обобщением ранее изученного и выявлением основных характеристик лирического «я» поэта.
      В рассказ учителя о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта можно включить выразительное чтение стихотворений, которые покажут, что Некрасов не только «народный поэт», но и тонкий лирик, и философ, размышляющий о смысле жизни и предназначении человека.
      Вопросы к классу на выявление восприятия
      1. Какие жизненные проблемы волновали поэта?
      2. Каким вам представляется его облик в этих стихах?
      Тематика индивидуальных сообщений учащихся
      1. «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» как программные альманахи «натуральной школы».
      2. Некрасов — редактор и издатель «Современника».
      3. Работа Некрасова в журнале «Отечественные записки».

Основные сведения из биографии поэта

      1. Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии. Стремление вырваться из растленной атмосферы родительского дома. (Чтение стихотворений «Родина», «Я за то глубоко презираю себя...».)
      2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, трудности самостоятельной жизни, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки». Изнурительная журналистская работа.
      3. Переломный момент в жизни Некрасова — сближение с Белинским. Некрасов — апологет «гоголевского направления» в литературе. Участие в издании альманахов «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». (Сообщение учащегося.)
      4. Произведения первой половины 1840-х гг. («Современная ода», «Колыбельная песня»). Сатирическое изображение «хозяев жизни». Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта, горечь и сочувствие униженным. Анализ стихотворений «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...».
      Вопросы и задания к стихотворению
      «В дороге»

      — Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.
      — В чем стихотворение сходно с народной балладой?
      — Какой характер тексту придает его диалогичность?
      — Как в стихотворении переданы особенности народной речи? Какой смысл это придает тексту?
      — В чем трагедия героини стихотворения, ее мужа и сына?
      — Какими способами поэт передает в стихотворении драматизм ситуации?
      — Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?
      Вопросы и задания к стихотворению «Еду ли ночью по улице темной...»
      — Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, жанровая сцена)?
      — В чем истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит она из нищеты и горя?
      — За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?
      — Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему этот мир беспощаден к ним?
      — Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического «я»? Как герой оценивает свою «неудачную» любовь?
      — Индивидуальное задание 1. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной...» и «В дороге». Найдите в них общность и различие.
      — Индивидуальное задание 2. Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...». Сделайте вывод об официальных и общечеловеческих оценках изображенного социального явления.
      — «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке („Современника") меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил». Из письма Тургенева Белинскому от 26 ноября 1847 г.
      — «Кто способен написать стихотворения: „Филантроп", „Эпилог к ненаписанной поэме", „Еду ли ночью по улице темной...", „Саша", „Живя согласно с строгою моралью...", — тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия». Д. Писарев, 1861.
      — «Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления... Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете... Как будто уже нет более светлой стороны?». Из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 г.
      5. В 1847—1866 гг. Некрасов — издатель и редактор «Современника». (Сообщение учащегося.) Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847—1866 гг. Их тематическое и жанровое многообразие:
      — стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», цикл «О погоде»). Анализ стихотворения «Забытая деревня».

      Вопросы и задания к стихотворению «Забытая деревня»
      — Докажите, что в стихотворении сочетаются драматизм и ирония.
      — Можно ли определить жанр стихотворения как патриархальную антиутопию?
      — В чем автор критикует ограниченность народного сознания?
      — Докажите, что в стихотворении идеализировано религиозное мироощущение народа.
      — Чем стихотворение созвучно роману Гончарова «Обломов»?
      — Возможно ли крестьянское счастье в условиях крепостничества?
      — лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно...», «Прости»);
      — стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Безвестен я. Я с вами не стяжал...»);
      — стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («На смерть Шевченко», «Тургеневу», «В. Г. Белинский», «Памяти Добролюбова»);
      — стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год — уменьшаются силы...», «Надрывается сердце от муки...», «Возвращение»).
      6. В 1867—1877 гг. Некрасов — редактор и издатель журнала «Отечественные записки». (Сообщение учащегося.) Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:
      — поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»;
      — элегические произведения («Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);
      — лирический цикл «Последние песни» (1876—1877) («Скоро стану добычею тленья...», «Зине»).
      7. 8 января 1878 г. — смерть Некрасова. Его поэтическое завещание — стихотворение «Зине». (Зина — жена Некрасова. Ее настоящее имя Фекла Онисимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с нею в 1871 г., ему было 50 лет, ей — 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Некрасов обвенчался с нею уже на смертном одре. После его смерти она уехала из Петербурга и умерла в Саратове в 1915 г.)
      Вопросы и задания к стихотворению «Зине»
      — С каким чувством поэт идет к смерти? Какой жизненный итог подводит?
      — С каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти?
      — Что для поэта представляет бóльшую ценность в жизни: песни или борьба? Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?
      — За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
      — Как проявляются в этом стихотворении гуманистические взгляды Некрасова?
      — Каким, по Некрасову, должно быть предназначение человека?
      Итог урока.

Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти Некрасов приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, потому что сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с угнетателями народа.

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, новаторский урок литературы, скачать, конспект урока
Просмотров: 1679 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0