ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 07.12.2019, 13:05
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Н. С. Лесков. «Тупейный художник». Самобытный характер и необычная судьба русского человека
06.09.2014, 19:02

      На уроке внеклассного чтения могут работать творческие группы учеников:
      — актеры;
      — биографы;
      — теоретики и литературные критики;
      — языковеды и культурологи.
      Начать урок можно с инсценировки фрагмента из рассказа «Тупейный художник». Театрализация здесь вполне уместна, так как в сюжете рассказа важное место занимает повествование о крепостном театре, а рассказывает описанную автором историю бывшая крепостная актриса Любовь Онисимовна.
      Задания для творческих групп
      Группа актеров. Составить на основе шестой — девятой глав рассказа инсценировку и разыграть ее на сцене. В представлении должны быть заняты:
      — Любовь Онисимовна, крепостная актриса (читает авторский текст о взаимоотношениях графа и его брата);
      — граф Каменский;
      — его деревенский брат;
      — Аркадий Ильич, тупейный художник.
      Итоговый вопрос. Как в этом эпизоде отразился характер главного героя — тупейного художника Аркадия?
      В рассказе много слов и выражений, непонятных современному читателю, реалий жизни и быта крепостной России. Поэтому десятиклассники должны составить лексический и историко-культурный комментарий, помогающий понять жизнь, быт и язык людей начала XIX в.
      Группа языковедов и культурологов. Используя «Словарь живого великорусского языка» В. Даля, составьте лексический комментарий к словам и выражениям: тупейный художник (тупейщик, тупей), цирульник, пела в хорах подпури, знала все роли наглядкою, камариновые серьги, святая Цецилия, дыба, струна, лобанчик обрезанный, сожгла на загнетке, плакончик и др.
      Итоговые вопросы. Какие слова включены в рассказ в искаженном виде? Какой смысл придает повествованию использование в нем простонародной лексики?
      В процессе подготовки к уроку десятиклассники, читая рассказ, должны выбрать из него информацию о главных героях произведения и составить дома сообщения о каждом из них. Учитывая «жанр» урока внеклассного чтения, можно информацию о главных героях рассказа произнести в форме эмоционального монолога персонажа о его собственной жизни.
      Группа биографов. Подготовьте повестования-монологи о главных героях рассказа от первого лица. Эмоционально произнесите эти монологи в классе.
      Итоговый вопрос. Какие факты жизни героев особенно важны для понимания их образов?
      Однако необходимо выявить смысл каждого из героев в системе образов рассказа, вскрыть авторские приемы создания каждого образа, прояснить особенности авторского пафоса и оценки героев в литературной критике. Это задачи для группы теоретиков и литературных критиков.
      Группа теоретиков и литературных критиков. Познакомьтесь с примерным планом анализа образа литературного героя. Используя те пункты плана, которые необходимы для характеристики Любови Онисимовны и Аркадия Ильича, составьте объективную характеристику каждого образа. Обратите внимание на их имена, поступки, образ мыслей, речевые характеристики.

План анализа образа литературного героя

      1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
      2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
      3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
      4. Авторские приемы создания образа:

           1)  смысл имени и фамилии героя;
  2) смысловая роль его первого появления в произведении;
  3) портрет; чьими глазами он дается;
  4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
  5) интерьер; вещи, характеризующие героя;
  6) речь героя; особенности внутренних монологов;
  7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
  8) художественные детали, характерные для образа героя;
  9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

      5. Способы выражения отношения автора к герою (прямые/косвенные).
      6. Литературная критика об образе героя.
      7. Место героя в творчестве писателя и историко-литературном процессе.
      Итоговый вопрос. Почему губительность крепостного права особенно сильно сказалась на людях с художественным дарованием? В чем их трагедия?
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      1. Почему подзаголовком рассказа стало выражение «рассказ на могиле»? Как это указание предопределяет жанр повествования?
      2. Какой смысл в том, что повествование ведется от лица одной из участниц истории, Любови Онисимовны? Какие черты ее характера проявились в рассказе?
      3. Как ее характеризует тот факт, что о своих переживаниях она говорит очень скупо, сама почти не дает эмоциональных оценок происходящему, а только отвечает на вопросы собеседника? Подтвердите эти наблюдения примерами.
      4. Какие черты русского характера проявились в образе Аркадия Ильича? Что помогает ему преодолеть те «круги ада», в которые он попадает? Докажите текстом, что он обладал лучшими качествами человека.
      5. Как авторская позиция по отношению к судьбе героев проявилась в рассказе? Помогает ли ее выявлению композиция текста?
      6. Какой смысл проявляется в том, что рассказ Любови Онисимовны передается в восприятии ее мальчика-воспитанника? Какой смысл здесь приобретает сосуществование нескольких точек зрения на происходящее: повествователя (мальчик), рассказчицы (бывшая крепостная актриса), самого Лескова (авторская позиция)?
      7. Почему автор выходом из создавшейся ситуации считает смерть Аркадия и пристрастие к выпивке у Любови Онисимовны? Какие чувства автора по отношению к человеку здесь выражены? Мог ли быть у рассказа счастливый финал? Аргументируйте свою позицию.
      8. Как в рассказе проявился талант автора к созданию «удивительных и даже невероятных людей»?
      9. Как в рассказе отразился образ времени и тема памяти?
      Итог урока. Аркадий, герой рассказа «Тупейный художник», подобно другим лесковским богатырям и праведникам, обнаруживает в себе богатырскую душу, которая помогает ему преодолеть испытания судьбы. Он обладает лучшими качествами русского национального характера, которые не погибли даже под гнетом крепостной неволи. Однако писатель, вероятно, не верит в возможность его счастья (имя Аркадий в переводе на русский язык обозначает счастливый) в условиях тогдашней России. Образцом терпения, смирения русской женщины предстает в рассказе и его главная героиня, крепостная актриса Любовь Онисимовна. Однако и она несчастна и забвение находит лишь в «яде из плакона». В рассказе звучит сожаление и скорбь автора по отношению к так и не нашедшим счастья героям. Причину их страданий писатель видит лишь в социальном мироустройстве, о справедливости которого должен задуматься читатель. Тем самым подтверждается авторская мысль о том, что любое искусство должно приносить пользу, а литература — служить истине и добру. Смысловое богатство рассказа помогает понять его язык, полный народной лексики и выражений, и его композиция, в которой автор «прячется» за повествование рассказчицы и ее собеседника, маленького мальчика. Это, вероятно, обнаруживает скрытую в рассказе тему памяти, характерную для русской классической литературы.

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, новаторский урок литературы, скачать, конспект урока
Просмотров: 1884 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0