ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 13.12.2019, 23:53
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова
06.09.2014, 19:25
  На сдвоенном уроке целесообразно организовать семинарское занятие, на котором будут рассмотрены следующие проблемы:
      1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание».
      2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание"».
      3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
      4. Полифонизм романа.
      Для подготовки к семинару учащимся в качестве опережающего домашнего задания предлагаются блоки вопросов.
      1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание»
      — Почему разгорелись споры вокруг романа «Преступление и наказание»?
      — Как повлияло время написания романа на такое отношение к нему?
      — Какие точки зрения высказывались, как в них оценивался роман?
      — Что не устраивало в героях романа и его проблемах революционных демократов, что не нравилось сторонникам либеральных взглядов?
      — Какие позиции ближе всего вам?
      Выводы. Роман «Преступление и наказание» появился в печати в 1866 г. Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования. В частности, в 1866 г. были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы, и многие другие. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.
      Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.
      Споры вокруг романа «Преступление и наказание», продолжающиеся до сих пор, свидетельствуют о его сложности и неоднозначности.
      2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание"».
      — Как вы понимаете слова Н. Н. Страхова: «Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это — плач над ним»?
      — Что позволяет автору статьи говорить о сострадании Достоевского своему герою?
      — Почему так часто в статье встречается слово «несчастный», в чем, по мнению Страхова, заключается несчастье Раскольникова? Прокомментируйте такие слова: «Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца... выходит тысячекратно несчастнее простых убийц».
      — Называя идейного преступника нигилистом, тем самым связывая его с тургеневским Базаровым, автор видит различия этих двух героев. В чем оно?
      — Как оценивается в статье гуманизм Достоевского? Прокомментируйте фразу из статьи: «...представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах».
      — Подтвердите фактами из романа правильность утверждения Страхова: «Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью, — такова была задача романа».
      — Как показано противостояние человека, исполненного жажды жизни, и среды, «в которой все помутилось»?
      — Какую роль в поступках героя играет теория? Как связывается она с убийством?
      — Что такое «взгляды просвещенного деспотизма»?
      — Как в статье трактуется идея «горя от ума»?
      — Почему Страхов называет Раскольникова «истинно русским человеком», говоря о его преступлении?
      Выводы. Критик Страхов в романе «Преступление и наказание» отмечает сострадание автора своему герою, так как тот несчастен. «Я себя убил» — приводятся в статье слова Раскольникова. Сам убийца, по мнению автора статьи, страдает от содеянного. Гуманизм Достоевского в том, что он видит человека в преступнике и глубоко переживает за него. В статье обвиняется среда, способствующая рождению безумной теории, которая затем подталкивает к убийству, и люди, разрешающие себе все средства, считая своей целью благо человечества. Страхов так определил основную тему романа «Преступление и наказание»: «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям».
      3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
      В. В. Розанов в статье «О Достоевском» писал: «Среди хаоса беспорядочных сцен, забавно-нелепых разговоров (быть может, умышленно нагроможденных автором) — чудные диалоги и монологи, содержащие высочайшее созерцание судеб человека на земле: здесь и бред, и ропот, и высокое умиление его страдающей души. Все в общем образует картину, одновременно и изумительно верную действительности, и удаленную от нее в какую-то бесконечную абстракцию, где черты высокого художества перемешиваются с чертами морали, философии, наконец, религии».
      Слова В. В. Розанова показывают, насколько сложен и глубок роман «Преступление и наказание», жанр которого так непросто определить.
      Определение жанра
      — Как можно определить жанр романа, исходя из цитаты В. В. Розанова?
      — Можно ли назвать роман детективом, хотя там нет тайны преступления?
      — Какую роль играют три беседы Раскольникова с Порфирием Петровичем? Допрос ли это или что-то другое?
      — Докажите, что роман можно назвать психологическим, анализируя беседы преступника с сыщиком.
      — Можем ли мы считать роман социальным? Докажите свою точку зрения.
      — Какие события относят роман к философско-религиозному жанру?
      Особенности композиции
      — Как название романа связано с композицией? Как построение романа подчиняется названию?
      — Докажите, что название имеет конкретное воплощение в тексте романа и обобщенное звучание.
      — Кто является преступником в нравственном плане? Только ли Раскольников? Можем ли мы утверждать, что почти все герои совершают нравственные преступления? В каждом ли случае за преступлением следует наказание?
      — Докажите, что в романе Достоевский проводит мысль о преступности мира, а не одного человека.
      Своеобразие места и времени действия
      — Где происходит действие романа? Какую роль играет тот факт, что конкретное действие разворачивается в двух крайних точках: в Петербурге и в Сибири?
      — Как расширяет место и время действия обращение к Евангелию, ко времени раннего христианства?
      — Как связаны со временем и местом сны Раскольникова о детстве и о моровой язве, охватившей весь мир?
      — Определите временные рамки действия. Проследите конкретное время, в течение которого происходит убийство и признание (примерно две недели). Почему автор так точно определяет временные рамки конкретного действия?
      — О каком времени упоминается еще? (Статья написана за полгода до преступления, месяц Раскольников готовится к действию, чтение Евангелия, упоминание Страшного суда Мармеладовым.) Есть ли границы времени в романе?
      — Докажите, что в романе представлено прошлое, настоящее и будущее не только самого Раскольникова, но и всего человечества.
      Художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер
      — Найдите в романе художественные детали и определите их роль (топор, говорящие фамилии, удар кнута, шляпа Раскольникова, ступени и т. д.).
      — Почему Достоевский так подробно описывает портреты своих героев? Какие отличительные детали портретов вы можете отметить? Почему именно их выделяет автор? Как вы понимаете выражение «психологический портрет»? Докажите, что в романе именно психологические портреты.  
      — Какую роль играет пейзаж? Почему разные герои по-разному видят Петербург? Как природа и описание города связаны с героями: Раскольников видит пыльный и душный город, Свидригайлов — сумрачный и грязный?
      — Почему красивый город представляется только в мечтах Раскольникова, хотя на самом деле Петербург не только мрачный, но и прекрасный город, с парками и скверами?
      — Если город — это «лицо общества», то квартира — это «лицо человека». Что вы можете сказать о героях по их жилищу? Как характеризует Раскольникова его комната под самой крышей, с низким потолком; Соню — комната с вытянутым углом; Мармеладовых — проходная, закрытая старой простыней; старуху-процентщицу — чистенькая, убранная квартира, где все сундуки и шкафы заперты на замок?
      Выводы. Мастерство Достоевского выражается в глубоком проникновении в психологию человека, в умении показать его в крайних состояниях. Все подчинено раскрытию внутреннего мира героя. Автор отбирает детали, пейзажные зарисовки, интерьер, способствующие проникновению во внутренний мир человека. Особенно интересен портрет, где отдельные детали говорят больше, чем все описание. В композиции и сюжете роман поднимается до всечеловеческого обобщения, утверждая преступность мира, где люди, совершая нравственные преступления, не считают себя преступниками.

      4. Полифонизм романа.
      М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» пишет: «Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа».
      — Как вы понимаете определение полифонии, данное Бахтиным: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского»?
      — Какие отношения между автором и героем существуют в романах Достоевского? Докажите, что герой занимает диалогичную позицию по отношению к автору.
      — Какой смысл вложен в слова «саморазвитие героя»?
      — Почему автор романа часто использует массовые сцены, собирая в одном месте множество героев, которые поднимают разные (свои) темы? Какова роль массовых сцен?
      — Бахтин говорит, что Достоевский любит создавать парных героев (двойников). Какова их роль в романе «Преступление и наказание»?
      — В основе романа — драматический принцип единства времени, поэтому время движется очень быстро (по определению Бахтина, в романе «вихревое движение» времени). С какой целью автор романа использует этот принцип?
      — Раскрывая понятие полифонии, Бахтин пишет: «Все, что он видит и наблюдает, — и петербургские трущобы, и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, — все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли». Как вы понимаете это высказывание?
      Вывод. Полифонический роман — это жанр, где герои самостоятельны и являются не только «объектом авторского слова», но и «субъектом собственного значащего слова». Каждый герой имеет свой голос, не сливающийся с другими.
      Итог уроков. «Колорит этого романа, и уже затем эпизоды его, весь он в своей неразрывной цельности — есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, продуманных человеком о себе», — писал В. В. Розанов.
Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, новаторский урок литературы, скачать, конспект урока
Просмотров: 2020 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0