ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 13.12.2019, 08:45
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

«Фэнтези» как современное литературное направление и мифологизм ХХI в. как новое осмысление противоборства добра и зла
31.08.2014, 18:42

Цель: дать определение литературному жанру «фэнтези»; проследить историю формирования фэнтези как литературного жанра на примере самых выдаю­щихся авторов; познакомить с жизнью и творче­ством Дж. Р. Р. Толкиена, Р. Говарда; показать, за счёт каких особенностей их произведения обрели массовый интерес людей по всему миру; показать позитивное воздействие фэнтези на формирование личности.

Оборудование: портреты Дж. Р. Р. Толкиена, Р. Говарда; выставка их произведений; иллюстрации к произведениям Дж. Р. Р. Толкиена, Р. Говарда.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся имеют представление о фэнтези как литературном направлении; дают определение этому жанру; рассказывают о жизни и творчестве Дж. Р. Р. Толкиена, Р. Говарда, как основополож­никах жанра фэнтези; участвуют в обсуждении, готовят выступление (сообщение) по обсуждаемой проблеме.

Тип урока: урок-конференция.

ХОД УРОКА

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Массовая литература — это литература, созда­ваемая в расчёте на массового читателя по чётким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка. Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. Так, раз­ные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых карьеристок, женщин старшей возрастной группы и т. п. Жанры массовой литературы — детектив, сенти­ментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — ко­личественно преобладают в литературе ХХ в., но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литерату­ры. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьёз, их чтение не требует работы ума и сердца, но даёт отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. Так или иначе, массовая литература играет всё воз­растающую роль в культуре ХХ в.

По данным социологических исследований, каждая пятая про­читанная сегодня подростками книга написана в жанре «фэнтези». Почему именно сегодня так популярен этот жанр? Последние годы, действительно, одно из ведущих позиций в современной фантасти­ческой литературе заняло это направление. Следует признать, что по объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставило далеко позади все прочие направления фантастики. Оно уступает по количеству названий и объёмам продаж лишь дамско­му роману и детективу. Среди всех литературных течений именно этот жанр наиболее быстро развивается, осваивая новые террито­рии и привлекая всё больше читателей. Основоположниками «ли­тературы меча и колдовства» принято считать Р. Говарда, создав­шего образ Конана Варвара из Киммерии, и Дж. Р. Р. Толкиена, создателя «Властелина колец». С начала 1960-х гг. и в наше время разные люди из различных слоев общества по всему миру увле­каются творчеством этих писателей. За счёт чего же они смогли увековечить свои произведения в памяти потомков? Что повлияло на массовый интерес не только молодежи, но и зрелых людей к их книгам и рассказам? Ответом на эти вопросы послужит сегодняш­ний урок.

IV. работа над темой урока

1. Лекция учителя

— Слово «фэнтези» прочно закрепилось в сознании современно­го человека. В отечественном литературоведении этот жанр совре­менной культуры находится на стадии осмысления.

Термин «фэнтези» пришёл к нам из английского языка и не имеет аналога в русском. «Fantasy» («фантазия») — этим терми­ном ещё в XVII в. характеризовали экстравагантно-феерические произведения, в которых фантазия автора ничем не ограничива­лась. Но использовать его применительно к книгам определённой тематики стали лишь в начале XX в. Литература этого жанра — это дитя XX в., даже его второй половины. В настоящее время сложи­лось три основных направления литературы фэнтези: классичес­кое, историческое и научное. Внутри этих направлений выделя­ются поджанры: мистическое, героическое, авантюрно-приклю­ченческое, философско-притчевое, пародийное, юмористическое фэнтези, фэнтези параллельных миров, фэнтези о современности, детективное и любовное фэнтези.

Расцвет фэнтези (неомифа) приходится на эпоху постмодерна, эпоху эксперимента и поиска новых форм. В связи с этим выра­ботался ряд признаков, среди которых на первый план выходят: фантастическая картина мира, сказочно-мифологическая основа и жанровый синтез. Исследователи находят здесь и элементы геро­ического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказ­ки, романтической повести, готического романа, и др. (вероятно, для каждого конкретного произведения свои). Все перечисленные жанры и направления так или иначе связаны с мифом.

Жанр фэнтези в настоящее время вызывает множество споров, которые касаются истории жанра, жанрово-видовой и функцио­нальной природы, жанровых модификаций (классификация), по­этики и др. В современном литературоведении на данный момент не существует даже общепринятого определения жанра фэнтези. Такая ситуация объясняется сравнительной молодостью жанра: он существует чуть более 100 лет, тер­мин появился в 1970-е годы за рубежом, в 1980-е — в России. Чаще всего этот жанр определяют как особое направле­ние фантастики.

2. Выступление учащихся с «литературной визиткой» о жизни и творчестве Роберта Ирвина Говарда (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы по ходу слушания.)

— Роберт Ирвин Говард, американ­ский писатель, поэт и литератор, напи­савший сотни поэм и более трёхсот работ беллетристики в широком диапазоне литературных жанров, вклю­чая исторические и современные приключения, рассказы ужасов, фэнтези, спортивные комментарии, мистику, вестерны, эротичес­кие рассказы и пародии. Его произведения в жанре фэнтази стали основоположными в стиле «Меч и Колдовство». Наиболее известен цикл рассказов о варваре Конане из Киммерии, впервые опубли­кованный в 1932 г. (рассказ «Феникс на мече»). По его произведе­ниям издавались комиксы, снимались фильмы — «Конан-варвар» (1982) и «Конан-разрушитель» (1984), вознёсшие исполнителя главной роли, Арнольда Шварценеггера, на вершину славы. Бла­годаря этой славе он на ближайшие 20 лет стал одним из самых высокооплачиваемых актёров. Армия последователей Говарда на­считывает сотни известных и доморощенных писателей, а поклон­ники исчисляются миллионами. Жизнь этого бесспорно великого писателя недостаточно освещена, ведь практически все данные его биографии сводятся к короткой анкетной сводке. Вот некоторые из них.

1906 г., 22 января. В Техасе, в семье Айзека и Эстер Джейн Го­вардов родился мальчик, названный Робертом Ирвином. Отец Ро­берта — практикующий врач, мать — вероятно, как многие жен­щины в то время,— домохозяйка. Его семья часто меняла место жительства.

1921 г. Роберт Говард впервые попытался реализоваться как писатель в пятнадцатилетнем возрасте, отправив рассказ в журнал «Adventure».

1924 г. В журнале «Сверхъестественные истории» (Weird Tales) были опубликованы рассказы «Копьё и клык», «Гиена» и «Поте­рянная раса». Это был первый успех Роберта как писателя.

1926 г. Ощущая финансовые затруднения от неприбыльности пи­сательской деятельности, оканчивает курсы машинописи и стено­графии при колледже Ховарда Пэйна в Браунвуде. Работает сте­нографистом, но продолжает писать. Пишет, в основном, юморис­тические рассказы для газеты колледжа, заметки для газет Техаса и Оклахомы, некоторые рассказов посылает в журналы.

1928 г. Для Роберта Ирвина начинается полоса удачи — публи­куется серия рассказов о Соломоне Кейне, затем стартует сериал о Кулле.

1930 г. Говард становится постоянным автором журналов «Weird Tales», «Oriental Stories» и «Flight Stories». Завязывается переписка с лавкрафтом.

1932 г. Журнал «Сверхъестественные истории» публикует первые рассказы о Конане. Там же печатаются рассказы о Бране Мак Морне. Этот год можно назвать пиком писательской карьеры Р. И. Говарда.

Удача оставила Роберта Ирвина. В стране царит Великая Депрессия, а судьба подставляет подножку: случается трагедия, перечеркнувшая жизнь писателя,— мать Говарда, перенеся тяжё­лую операцию, впадает в кому. На его плечи ложится груз ухода за больной матерью, что связано ещё и с непосильными финансовыми расходами.

Роберта Ирвина Говарда находят застрелив­шимся в собственном автомобиле. Не выдержав огромного груза моральной и материальной безысходности (надежды на выздоров­ление матери нет, Великая Депрессия и непосильная финансовая нагрузка), он сводит счёты с жизнью

3. Слово учителя

— Так закончилась жизнь человека, перепробовавшего профес­сии секретаря, чернорабочего, репортёра и стенографа но остав­шегося в памяти человечества как один из величайших писателей ХХ в. Жаль, что мы так мало знаем о писателе, которому многие приписывают основание не только стиля «Меч и Колдовство» но и фэнтези как жанра современной литературы в целом. Хотя пос­леднее утверждение весьма спорно, особенно если принять во вни­мание биографию другого великого автора — Джона Рональда Ру- эла Толкиена. Официально «Конан» (положивший начало стилю «Меч и Колдовство») Р. И. Говарда начал публиковаться в 1932 г., а «Хоббит» Толкиена — в 1937 г., отсюда и утверждение, что имен­но Говард, а не Толкиен, основатель жанра фэнтези в современной литературе. Его серия книг о Конане подарила читателям героя- победителя, уведя в тревожный мир, где, в отличие от мира ре­ального, с помощью чести и стального клинка герой с характером джентльмена середины прошлого века побеждает типичных злоде­ев самого разного уровня, а заодно искореняет злых волшебников. И пока есть читатели, желающие перенестись в мир, где победу всегда одерживает справедливость, которой порой так не достаёт в реальной жизни, книги в жанре фэнтези будут с огромной скоро­стью разбираться с прилавков. Роберт Говард создал Конана, а Ко­нан породил фэнтези.

Жанр фэнтези не мог оставаться в том виде, в каком он был со­здан в начале ХХ в. Слишком много читателей любили его, слиш­ком многие писатели пробовали себя именно в этом жанре, он не мог не развиваться.

В наше время, пожалуй, только человек, полностью отрешён­ный от мира, не слышал о Джоне Толкиене. Многие знают его про­изведения только понаслышке и читать не собираются, но это вов­се не значит то, что «Властелин Колец» или «Хоббит» стали менее интересными. Кем же был создатель этой уникальной книги в жиз­ни? «Изучение биографии автора — самый пустой и ложный путь к познанию его работ,— писал Толкиен и добавлял,— Только Ан­гел-хранитель или Сам Господь могли бы показать нам истинную связь между фактами личной жизни и произведениями писателя». И всё же такая связь есть, пусть её и не постичь простому смертному.

Этот человек создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы зна­ем его сегодня. Ему мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах, магах, и многом другом. А поэтому о главных событиях жизни Толкиена упомянуть стоит.

4. Выступление учащихся с «литературной визиткой» о жизни и творчестве Джона Рональда Руэла Толкиена (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Джон Рональд Руэл Толкиен родился в 3 января 1892 г. в городе Блумфонтейне, столице южноафриканской Оранжевой Республики. Там он прожил три года и затем, после смерти отца, переселился с матерью в Англию, в Стрэдфорд-на-Эйвоне. мать писателя считала, что дети должны расти у реки или озера, среди деревьев и зелени. Это одна из причин, почему природа занимает огромное место в работах Толкиена, она является для него главным
жизнетворным началом. Природа всегда связана с гармонией.

Мать автора, Мейбл Толкиен, вскоре после их приезда в Англию обратилась в католичество и воспитывала Джона и его брата в религиозном ключе. Трудно переоценить воздействие религии на твор­чество Толкиена. Все его произведения просто пронизаны христианскими иде­ями. После смерти Мейбл в 1904 г. воспи­танием Джона занялся её духовник, отец Френсис Морган, который тоже оказал значительное влияние на формирование личности писателя. Закончив обучение Джон Рональд Толкиен в Оксфорде, Толкиен стал преподавате­лем в этом же университете и всю жизнь занимался филологией.

Эпопею «Властелин колец» Толкиен писал в 1940-х гг. На её сю­жете, героях, содержании сказались первая и вторая мировые вой­ны, многие события из жизни автора. Эту книгу по праву считают главным произведением Толкиена. Она явилась кульминацией его литературного таланта. Одной из центральных идей эпопеи явля­ется идея всепрощения. Будучи гуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре.

Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «Маленькие камешки вызывают боль­шой обвал»,— говорит Толкиен устами своих персонажей. Каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. И автору неважно, силён герой или слаб, умён или глуп, главное, чтобы он оставался честным и преданным, и тогда ему это непременно зачтётся. Избрать тернистый путь доб­ра — сделать правильный выбор. Награда обязательно придёт. Это может случиться в этой жизни, как во «Властелине колец», а мо­жет и после смерти, как случается с героями «Сильмариллиона» (книге, написанной чуть раньше «Властелина колец»). «Сильма- риллион» — книга в каком-то смысле уникальная. Почему? Пото­му ли, что именно с неё началась «толкиниада», достигшая своего пика уже на эпопее «Властелин Колец»? Потому ли, что в «Сильма- риллионе» — впервые в истории мировой литературы — сформиро­вались принципы канонической «литературной легенды», причём сформировались так, что это произведение и по сей день считается
своеобразным «эталоном жанра»? Или — почему-то ещё? Каждый читатель решит это для себя сам.

Итак, в произведениях Толкиена заключены глубочайшие фи­лософские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды. Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.

Долгая жизнь автора закончилась в 1973 г. В то время он был уже известен, но, тем не менее, эта известность была только проло­гом к его посмертной славе.

5. Эвристическая беседа

Почему современное молодое поколение выбирает фэнтези? По­чему именно сегодня так популярен этот жанр?

Стоит ли уделять внимание на уроках литературы этому жанру?

В книгах, написанных в жанре фэнтези, в первую очередь под­ростков привлекает герой. Каков он, герой фэнтези?

Какие черты характера героев фэнтези привлекают сегодня юного читателя?

Можно ли с этих героев брать пример? Может ли поведение ге­роев фэнтези служить образцом для подражания?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока обобщающее слово учителя

— Итак, фэнтези выросла из сказки, мифа и рыцарского романа. Назидательность и гуманность от сказки, эпичность и трагичность от мифа и благородство рыцарского романа в лучшем виде соединились в фэнтези. Этот литературный жанр зародился изначально как меч­та о мире личной свободы. Свободы, прежде всего, от закона, эконо­мики и каких-либо нравственных рамок общества, от ограничений.

Фэнтези окончательно сформировалась как самостоятельный литературный жанр в начале XX в. после того, как Роберт Ирвин Говард написал цикл произведений «Конан». Тогда ещё молодой жанр фэнтези нёс в себе то, чего так недостаёт в реальном мире: сво­боду как высшую необходимость человека; гармонию с природой как то, к чему нужно стремиться каждому; честь и справедливость как самые достойные качества личности и, наконец, предательство и подлость как самое отвратительное в жизни.

После выхода в свет «Властелина колец», «Сильмариллиона» и других творений великого мастера пера Джона Рональда Руэ- ла Толкиена литература в жанре фэнтези стала рассматриваться и как носитель важных философских и религиозных идей. Именно Дж. Р. Р. Толкиену мы обязаны общепринятыми представлениями об эльфах, гномах и прочих фэнтезийных существах. Он создал жанр фэнтези в том виде, в котором мы знаем его сейчас.

На сегодняшний день произведения фэнтези стоят на одной сту­пени популярности с детективом и женским романом. Таким обра­зом, фэнтези является классическим литературным жанром, попу­лярным в наши дни и признанным во всём мире.

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (мини­атюру) «Что такое фэнтези? Развлекательное путешествие в неве­домое или один из способов бегства от действительности?».

Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, русская литература, новаторский урок литературы, план-конспект урока скачать, конспект урока, методические рекоменда
Просмотров: 1053 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0