ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 09.12.2019, 00:45
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ЛИТЕРАТУРА

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды
06.09.2014, 19:50
      На этом уроке целесообразно остановиться на особенностях творческой манеры писателя, определить главное направление его творчества, основные произведения и дать краткую биографическую информацию.
      Урок можно начать словами М. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». В центре урока — разговор о творческой манере художника, который считается одним из самых сложных в передаче внутреннего состояния героев. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:
      — мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние рассуждения;
      — поведение Раскольникова после убийства;
      — поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны;
      — встреча Раскольникова с Мармеладовым.
      В этих эпизодах очень напряженное повествование, они показывают человека изнутри, помогают ощутить почти болезненное состояние героев. Читатель сам подчиняется такому состоянию и глубже понимает поступки, кажущиеся на первый взгляд нелогичными и противоречивыми.

      Вопрос для обсуждения
      — Что можно сказать о Достоевском-художнике и Достоевском-человеке по этим отрывкам?

      Вывод.
Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя — внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего душевные движения, и показывает, что главное в писателе — это боль за оскорбленного и униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.
      С этих позиций обсуждается первый роман Достоевского «Бедные люди» (1845—1846). Форма работы — чтение и комментирование нескольких писем. Разумно остановиться на письмах от 1 июля и 8 июля, где Макар Девушкин оценивает «Станционного смотрителя» А. Пушкина и «Шинель» Н. Гоголя. Эти повести близки позиции Достоевского по отношению к «маленькому человеку».
      Вопросы для обсуждения
      — Как в повестях проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм авторов?
      — Почему Макару Девушкину нравится «Станционный смотритель» и не нравится «Шинель»?
      — К кому ближе герой Достоевского: к Самсону Вырину или Акакию Башмачкину?
      Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия «маленького человека», показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.
      Необходим краткий рассказ учителя или сообщение ученика о жизни писателя и его деятельности в обществе петрашевцев (руководитель — Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский).
      Вопросы для обсуждения
      — Почему приход Достоевского в общество петрашевцев был закономерен?
      — Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?
      — Почему роман «Бедные люди» можно считать первым шагом борьбы?
      Возможно сообщение учащегося об аресте петрашевцев. В 1849 г. 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорен к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 г. Достоевский смог возвратиться в Петербург.
      Следует, однако, отметить, что в 2006 г. вышла в свет книга И. Свеченовской «Достоевский. Поединок со страстью» из серии «Тайны великих», где судьба Достоевского, в том числе и его отношение с петрашевцами, и каторга, рассматриваются совсем по-другому.
      Иллюстрацией к периоду каторги писателя может стать чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» — о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома».
      Вопрос для обсуждения
      — Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?
     «Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, вызывающих сострадание: «И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват?» Ответом на этот вопрос станет роман «Преступление и наказание» — виновато общество, которое нужно изменить.
      В финале урока возможно чтение заключительной страницы из романа «Преступление и наказание» или из «Братьев Карамазовых».
      Вопросы и задания для итоговой беседы
      — Какой путь изменения предлагает Достоевский?
      — Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)
      — Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?
      «Бедные люди» — 1845—1846 гг.
      «Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.
      «Униженные и оскорбленные» — 1861 г.
      «Преступление и наказание» — 1866 г.
      «Идиот» — 1868 г.
      «Бесы» — 1870 г.
      (Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)

      Итог урока.
Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х гг., когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского — психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского — это гуманизм, защита «униженных и оскорбленных».
Категория: ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, новаторский урок литературы, скачать, конспект урока
Просмотров: 1682 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0