ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 14.12.2019, 08:52
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ХИМИЯ

Урок химии в 9 классе "Художественный образ в описании химического процесса – реакции окисления"
02.10.2015, 10:52

Учебно-методическое обеспечение.

Произведения художественной литературы.

Набор химического оборудования для демонстрационных опытов.

Время реализации занятия: 80 мин. (2 урока).

Авторский медиапродукт: наглядная презентация "Реакции окисления”, "Вознесем похвальное слово огню”, созданная в редакторе POWER POINT.

Цель урока: расширить и обобщить знания об основных понятиях химии, химических реакциях, химической символике, применяемых в области точных и гуманитарных наук, стимулировать потребность в практическом использовании литературных образов в различных сферах деятельности.

Задачи урока.

Образовательные

  • Расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, применение навыков анализа художественного текста и произведений других видов искусства, способствующих формированию аналитического мышления учащихся.

Развивающие

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Воспитательные

  • Воспитание отношения к химии и литературе как одним из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

Тип урока: урок систематизации, обобщения и углубления знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа.

Оборудование:

  • ПК и видеопроектор;
  • оборудование для экспериментальных работ;

Методы: проблемно-эвристические.

  • Эвристическая беседа.

Этапы урока

1. Организационный момент, приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание. 2 мин.

2. Постановка и решение вопроса о сущности реакции окисления (фронтальная беседа с учащимися):

2.1 Что представляет собой реакция окисления? Привести примеры. Демонстрация предметов, представляющих результат реакции окисления: ржавый металлический предмет, фрукты, имеющие загнившее место, горящая свеча. 3 мин.

2.2 Что общего между представленными примерами реакций окисления, чем они отличаются друг от друга? Определение разновидностей реакций окисления по скорости реакции, выделению тепла и света. 5 мин.

2.3 Медленное окисление: условия реакции медленного окисления, внешние признаки, примеры. Практическое значение и применение. 3 мин.

2.4  Дыхание. 5 мин.

2.5  Горение: условия реакции быстрого окисления, внешние признаки, примеры. Практическое значение и применение. 5 мин

3. Постановка и решение вопроса о художественных образах при описании огня. " Вознесем похвальное слово огню”. 2 мин.

3.1 Прометей принес людям огонь. Чтение и анализ отрывка из художественного произведения. 7 мин.

3.2 Рассказ об олимпийском огне как символе дружбы и мира между народами, как символе Большого Спорта и новых мировых рекордов. Выступление учащихся с сообщениями (Завершение первого часа урока). 8 мин. Итого: 40 мин.

2 урок

3.3 Рассказ о Вечном огне на могилах солдат, павших в борьбе за свободу и независимость Родины. Чтение стихов и музыкальных произведений о Вечном огне в память о погибших в военных действиях. 10 мин.

3.4 Рассказ об огне, как символе "семейного очага”. Чтение стихов о семье и сообщения учащихся о традиции зажигать свечи на именинном торте. 10 мин.

3.5 Рассказ о значении роли пламени костра для людей, чей труд связан с природой. Рождение бардовской песни. 10 мин.

3.6 Заключительный вывод о художественном образе – огне. Чтение отрывка из произведения Лукреция Кара "О природе вещей” и анализ сточки зрения сущности химического процесса. 5 мин.

4. Подведение итогов урока. 2 мин.

4.1 Рефлексия. 3 мин.

4.2 Домашнее задание. Итого: 40 мин

Ход урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Учитель химии: Изучая свойства самого распространенного на земле элемента кислорода, мы сделали вывод о том, что реакции с участием кислорода относят к реакциям окисления. Так как содержание кислорода в атмосферном воздухе в свободном состоянии и в виде простого вещества достаточно значительно (21 %). Следовательно, реакций с участием кислорода существует достаточно много, приведите примеры

Учащиеся отвечают. Идет демонстрация предметов, представляющих результат реакции окисления: ржавый металлический предмет, фрукты, имеющие загнившее место, горящая свеча.

Учитель химии: Что общего между представленными примерами реакций окисления, чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся анализируют и делают вывод о разной скорости реакций окисления

Учитель химии: Да, все эти реакции протекают с участием кислорода, но различаются по скорости реакции. Одни реакции протекают очень медленно, время протекания таких реакций исчисляется днями, месяцами или даже годами. Другие реакции проистекают очень быстро, порой, даже мгновенно. Итак, реакции окисления бывают медленными и быстрыми. Давайте приведем примеры реакций быстрого и медленного окисления. А по каким внешним признакам можно отличить реакции быстрого и медленного окисления?

Учащиеся анализируют и приходят к выводу о различии реакций по выделению света и энергии

Учитель химии: Реакции окисления различаются по выделению света и энергии.

Учащиеся делают запись ОК (опорного конспекта) в тетради.

Учитель химии: Предлагаю рассмотреть, в чем сущность реакций медленного окисления. Медленное окисление сопровождается небольшим количеством выделяющейся энергии. Часто мы не замечаем повышения температуры при медленном окислении веществ. Однако, если создать условия, при которых теплота уходить не будет, произойдет значительное повышение температуры, так что вещество может даже воспламениться. Например, промасленные тряпки могут загореться сами собой, если надолго оставить их сложенными в кучу. Кислород воздуха постепенно окисляет масло, а так как из кучи тряпок теплота уходит медленно, то в конце концов температура повысится так, что тряпки могут вспыхнуть и вызвать пожар. Именно такой же процесс мы используем, когда высаживаем рассаду на навозные грядки. Медленное окисление органических веществ называется гниением.

Учитель химии: Из курса биологии вы знаете, какую роль играет процесс дыхания для живого на Земле. При дыхании кислород поглощается кровью и разносится по всему телу. В организме происходит окисление кислородом различных веществ, в результате чего образуется углекислый газ и другие сложные вещества. При медленном окислении выделяется теплота. Но выделение её происходит постепенно и непрерывно. Благодаря этому поддерживается постоянная температура нашего тела. В организме человека содержание кислорода составляет 61% от массы тела. Человек вдыхает в сутки 20-30 м3 воздуха. Потребность покоящегося человека в кислороде составляет 25 л/ч. Снижение содержания кислорода в воздухе до 16-18% не оказывает существенного влияния на организм; снижение до 14% сопровождается явлением кислородной недостаточности, а снижение до 9% опасно для жизни.

Учащиеся дополняют учителя по вопросу о дыхании человека.

Учитель химии: Рассмотрим процессы, связанные с быстрым окислением. Пламя, огонь - это горящие газообразные вещества. Если в зоне горения горючих газообразных веществ нет, то пламя отсутствует. Например, при окислении металлов можно наблюдать только раскаленный металл без пламени и огня. Различие в величине пламени при горении дров и каменного угля можно объяснить тем, что горючих газообразных веществ при горении дров образуется больше, чем при горении угля. Реакции окисления сопровождаются выделением большого количества теплоты и света. Именно это свойство реакции горения находит широкое применение в нашей повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека. Трудно представить себе, как беззащитен и беспомощен стал бы человек, если бы он лишился возможности пользоваться горением. Оно дает нам тепло и свет, делает возможным получение металлов из руд, а также кирпича, цемента, стекла, минеральных удобрений, красителей для тканей, лекарств и многих других материалов, необходимых для жизни. Горением мы пользуемся при постройке жилищ, при изготовлении одежды и пищи. Без горения невозможно было бы создать станки и машины для заводов и фабрик, оборудование для транспорта, без него нельзя пустить в действие современную технику, а сжигая различное топливо, человек получает в процессе горения энергию, которую и использует в своих целях.

Учащиеся дополняют учителя по вопросу о горении и его значения для человека.

Учитель литературы: Древние люди говорили: "Наука начинается с удивления, а искусство - с впечатления”. С древних времен человек получал разные впечатления при созерцании объектов внешнего мира. Можно с уверенностью сказать, что в мире не существует такого объекта, который не вызывал бы в каком-нибудь человеке активного эмоционального отношения. Приведем пример такого отношения к простейшему объекту, каким является реакция окисления – горения и вознесем Похвальное Слово Огню.

Учитель литературы: Вся история человечества озарена огнем. Яркие языки пламени костра ограждали наших первобытных предков от саблезубых тигров и болотных испарений, вселяли уверенность в скорый приход завтрашнего дня. Огонь закалил палицы и боевые топоры, подарил людям горячую пищу, из глыбы руды выплавил медь и железо. Недаром именно огонь хотел дать человечеству Прометей, видя в нем силу, дарующую жизнь.

Учащиеся выразительно читают отрывок из мифа о Прометее (Н.А. Кун "Легенды и мифы Древней Греции”) и с учителем анализируют художественный образ огня в этом отрывке

Учитель литературы: Самым популярным и самым древним олимпийским символом является Олимпийский огонь. Вспомним 2014 год – это олимпийский год зимних видов спорта. Все мы ждали и следили за факельным шествием олимпийского огня по России и в нашем городе Екатеринбурге. Свет этого священного пламени, его сияние вдохновляло и вдохновляет атлетов на спортивные подвиги, а художников и поэтов на создание новых художественных произведений.

Учащиеся декламируют стихотворение "Зажжение Олимпийского огня” (Автор Г.Дергачев.). 

Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями об истории возникновения олимпийского огня в древней Греции и о шествии олимпийского огня XXII Зимних олимпийских игр в нашем городе Екатеринбурге.

Учитель литературы подводит итоги первого часа занятия.

Вторая часть урока начинается под музыкальное сопровождение песни "Ты же выжил, солдат”. (Слова М. Агашиной, музыка В. Мигули.)

Учитель литературы:  Мы зажигаем огонь на священных местах Земли и называем их Вечными, ибо вечна память погибшим, защищавшим независимость и свободу своей Родины.

Учащиеся декламируют стихотворение Максима Дримлинга "Вечный огонь” и анализируют, раскрывая художественный образ огня.

Продолжает звучать песня "Ты же выжил, солдат”.

Учитель литературы: Ребята, вдумаемся в ставшее для нас привычным выражение "семейный очаг”. Оно ведь тоже пришло к нам из отдаленного прошлого. В доме счастье и довольство, когда на кухне управляется умелая и расторопная хозяйка, рядом дети и супруг. Не будем, впрочем, буквально толковать понятие семейного счастья, но подчеркнем, что далеко не последнюю роль играет в доме именно очаг. Добавим, что вряд ли только модой можно объяснить повальное увлечение каминами, человека уже не устраивает имитация огня, он стосковался по настоящему огню.

Учащиеся декламируют стихи о семье, семейном счастье Н. Малинкиной "Семейный очаг” и с учителем анализируют художественный образ огня в стихотворении.

Учащиеся выступают с сообщением о появлении традиции зажигания свечей на именинном торте.

Учитель литературы: Огонь - постоянный соучастник нашей жизни. Да и сам костер не ушел в область преданий. Он верный спутник лесоруба, геолога – всех, кто связан трудом с природой. По сей день растут ряды беспокойного туристического племени. Временным пристанищем для них становится палатка. А там, где пристанище человека, там и огонь. И разгораются на полянах костры. Трещат от жаркого пламени сучья, улетают в темноту искры и тихо, сама собой, возникает мелодия. Затрагивает огонь глубинные струны души и в такт им рождается песня.

Звучит песня "Люблю костер”. (Слова М. Садовского, музыка Р. Майорова)

Учитель литературы: Итак, все же что такое горение? Хотя явление горения знакомо человеку много тысяч лет и каждый из нас знает его с раннего возраста. Ответить на этот вопрос нелегко. Древний человек видел в огне проявление высших божественных сил, которыми он населял природу. Даже в более позднее время, когда человек уже вышел из первобытного состояния, он еще обожествлял огонь, видя в нем проявление воли могучего бога, то доброго к людям, посылающего им тепло и свет, дающего им защиту от врагов, то злого и грозного, несущего разрушение и гибель. Вот как об этом говорит древнеримский философ и поэт Лукреций Кар в своей книге "О природе Вещей”.

Учащиеся декламируют стихотворение и с учителем химии, делают вывод о сущности реакций окисления.

Учитель химии: Овладение огнем стало событием исключительной важности: оно открыло новую эру в истории развития человека. И мы с вами показали практическое значение огня как химического процесса в различных сферах деятельности человека. А теперь предлагаем Вам выразить свое отношение к нашему уроку, ответить на вопросы: понравилось ли вам, как была раскрыта тема по реакциям окисления, что нового и интересного вы узнали для себя.

Учащиеся заполняют рефлексивные карточки.

Учитель литературы: Домашнее задание, которое предлагается вам, это написать сочинение рассуждение по темам, которые были рассмотрены нами на уроке. Для тех, кто затрудняется сформулировать тему сочинения, предлагаем написать сочинения по одной из предложенных тем: "Огонь в жизни человека”, "Практическое применение реакций окисления в жизни человека”, "Олимпийский огонь”, "Поэтическое звучание огня…”.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: admin | Теги: поурочные планы уроков химии, опыты по химии, открытый урок химии, химия в школе, УРОК ХИМИИ, конспект урока химии, учителю химии
Просмотров: 655 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0