ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 10.12.2019, 10:43
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ХИМИЯ

Урок химии в 10 классе "Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия"
02.10.2015, 11:04

Тип урока: Применение имеющихся знаний в новой проблемной ситуации.

Вид урока: Урок-лекция профилактики алкоголя.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о токсическом воздействии спирта на организм; рассмотреть механизм действия спирта на клетки, органы, и системы организма человека; выявить причины токсичности этилового спирта.
  2. Развивать у учащихся потребность в здоровом образе жизни; уметь оказывать медицинскую помощь при отравлении алкоголем.
  3. Воспитывать культуру здоровья, общения, поведения в классе и в общественных местах.

Оборудование: телевизор; видеофильм.

«Яд, который действует не сразу,
не становится менее опасным».

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня мы с вами познакомимся с токсическим воздействием этанола на организм человека, рассмотрим механизм действия спирта на клетки, органы, и системы организма человека, выявим причины токсичности этилового спирта.

2. Вступительное слово учителя.

- Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, все они отличаются по силе воздействия на организм. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, - это этиловый спирт. Этиловый спирт – это яд или нет? Что подразумевается под словом «яд». Обратимся к эпиграфу нашего урока. «Яд, который действует не сразу, не становится менее опасным». Сегодня на уроке мы рассмотрим воздействие этилового спирта на организм человека, поговорим о вреде алкоголя, о 1 медицинской помощи при отравлении спиртом. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями вместе взятыми.

3. Актуализация знаний:

- Строение молекул спиртов, их общих физических свойствах. (стр. 176 – 180)

Работа по схеме №1 

(Всасывание этилового спирта в кровь)

- Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, он поступает в желудочно – кишечный тракт. В отличие от многих других веществ, спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, примерно через час он достигает максимальной концентрации в крови.

- Сейчас нам необходимо выявить причины, которые зашифрованы в схемах, быстрого проникновения молекул спирта через биологические мембраны в кровь по сравнению с молекулами воды.

ВЫВОД: беспрепятственно преодолеть биологические мембраны молекулам этилового спирта позволяют их малый размер, слабая поляризация, образование водородных связей с молекулами воды, хорошая растворимость спирта в жирах.

СООБЩЕНИЕ: Быстро всасывается в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Учеными установлено, что, нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100г пива около 3000 клеток, 100г вина-500, 100г водки-7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток.

РАБОТА С ТСО. (телевизор)

- Обратите внимания на химический эксперимент «Влияния эталона на молекулы белков». Здесь мы наблюдаем свертывания белка (денатурация).

- Какая причина необратимой денатурации молекул белка, и какие последствия этого процесса для любого живого организма.

(Причины:

  1. причина проницаемости клеточных мембран и исчезновения барьера для крупных молекул, выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны;
  2. Последствия действия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетках;
  3. Причина разрушения молекулами этанола красных кровяных клеток – эритроцитов и последствия данного процесса;
  4. Объяснить, почему спирт обладает дезинфицирующими свойствами.)

СООБЩЕНИЕ: Так же мы с вами рассмотрим процессы, происходящие с эталоном в печени. В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступающих в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, т.к. 90% этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта.

- Работа с классом. Вспоминаем с учащимися этапы процесса окисления спирта:






Работа со схемой № 2

«Метаболизм алкоголя в печени». Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада.

Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накапливанию пероксидных соединений, способных разрушать образовавшиеся поры; весьма нежелательным явлениям, совокупность которых приводит к разрушению печени – циррозу.

СООБЩЕНИЕ: Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта. Кроме того, в результате различных биохимических реакций в тканях и органах, в том числе в головном мозге, возможно образование тетрагидропапаверолина, структура и свойства которого напоминают широко известные наркотики психотропного действия – морфин и канабинол. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывают именно уксусный альдегид. Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени.

- В чем же кроются причины токсичности этилового спирта?

Изучая физические свойства спирта, мы затрагиваем вопрос изменения их токсичности в гомологическом ряду одноатомных спиртов. С увеличением молекулярной массы молекул веществ возрастают их наркотические свойства. Если сравнить этиловый и пентиловый спирты, то молекулярная масса последнего больше в 2 раза, а токсичность – в 20 раз. Спирты, содержащие три – пять атомов углерода, образуют так называемые сивушные масла, наличие которых в спиртных напитках увеличивает их ядовитые свойства.

В этом ряду исключение составляет метанол – сильнейший яд. При попадании в организм 1-2 чайных ложек его поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу. Опасность усиливается из-за сходства метилового спирта с этиловым спиртом по свойствам, внешнему виду, запаху.

  • Как вы думаете, каковы причины этого явления?
  • К факторам, увеличивающим токсичность метилового спирта, можно отнести малый размер молекул (высокая скорость распространения), а так же то, что промежуточные продукты его окисления - муравьиный альдегид и муравьиная кислота - сильные яды.

Дальнейший путь этилового спирта: не обезвреженный печенью спирт и ядовитые продукты его распада вновь поступают в кровь и разносятся по всему организму, надолго оставаясь в нем. Например, в головном мозге спирт обнаруживается в неизменном виде после 20 дней после его применения. Спирт - это яд и употреблять алкогольные напитки вредно.

Алкогольное опьянение делится на три степени.

При первой степени (легкой) видимые проявления алкогольного опьянения либо отсутствуют, либо выражены слабо и на следующий день никаких последствий не отмечается. При опьянении средней тяжести симптомы алкогольной интоксикации видны отчетливо. Опьянение постепенно переходит в сонливость, вялость, человек перестает говорить, пытается делать вид, что слушает собеседников, с трудом концентрирует внимание и взгляд на говорящем и вскоре засыпает. После пробуждения отмечается похмельный синдром, характеризующийся головной болью, вялостью, разбитостью, отсутствием аппетита, снижением настроения, недовольством собой и окружающими, непереносимостью яркого света, громких звуков, раздражительностью. Работоспособность, естественно, снижена.

При опьянении тяжелой степени часто (в 75 % случаев) отмечается рвота, непроизвольное мочеиспускание, выражены все симптомы интоксикации и по мере ее нарастания наступает кома.

При алкогольном опьянении средней тяжести или тяжелом, при содействии и согласии пострадавшего, необходимо побыстрее избавиться от опьянения. Кроме промывания желудка, которое можно проводить методом искусственного вызывания рвоты, можно применить форсированный диурез. Для этого пострадавшему нужно дать 1—2 таблетки фуросемида и поить водой, чаем, соками и т. д.

Отравление суррогатами алкоголя

Суррогаты алкоголя делятся на две группы.

К первой группе относятся:

  • бутиловый спирт (оказывает слабое наркотическое действие, а смертельная доза составляет около 30 мл);
  • гидролизный и сульфатный спирты, получаемые и древесины путем гидролиза (они токсичнее этилового в 1,1—1,4 раза за счет примеси метилового спирта);
  • денатурат (технический спирт, содержащий примесь метилового спирта и альдегида);
  • одеколоны и лосьоны, содержащие около 60 % этилового спирта;
  • политура (технический этиловый спирт с ацетоном, бутиловым и амиловым спиртами);
  • морилка для дерева — «нигрозин», содержащая помимо этилового спирта красящие вещества.

Обычно течение отравлений, вызванных приемом суррогатов алкоголя, благоприятное. Следует, правда, заметить, что этих отравлений сейчас стало заметно больше. С одной стороны, это связано с увеличением разнообразия алкогольной продукции. Чаще всего пострадавшие покупают и пьют «водку», но не лицензированную, а самопальную. То есть фальсификат, сделанный из некачественного этилового спирта, который просто плохо очищен от примесей. Правда, пострадавшим от этого не легче, впрочем, и токсикологам тоже.

Ко второй группе относятся метиловый спирт и этиленгликоль, который входит в состав тормозной жидкости.

Острое отравление метиловым спиртом

Метиловый, или древесный, спирт обладает почти таким же запахом и вкусом, как и этиловый.

В отличие от этилового спирта при приеме метилового спирта чувство опьянения и эйфория выражены слабо. Обычно быстро появляется тошнота и рвота. Иногда уже в первые сутки отравления появляются симптомы поражения глаз: мелькание «мушек» перед глазами, нечеткое, нерезкое видение предметов, вплоть до слепоты. Однако чаще всего развернутая картина отравления развивается через 1—2 суток. Появляются боли в животе, мышцах и суставах, пояснице. Повышается температура тела, до 38°С. Зрачки расширены, при их освещении ярким светом почти не суживаются. Больной жалуется на двоение, нерезкое изображение, а позже — на слепоту. Артериальное давление снижается. Появляются спутанность сознания, судороги, постепенно развивается кома с параличами конечностей.

Первая помощь, как и при других видах отравлений, начинается с промывания желудка в течение 3 суток, поскольку метиловый спирт, помимо легких и почек, выводится организмом через слизистую оболочку желудка (как, впрочем, и этиловый). Пока не подоспела «скорая помощь», можно начать проводить форсированный диурез (обильное питье с одновременным приемом фуросемида). Госпитализация при отравле­нии метиловым спиртом обязательна.

4. Закрепление изученного материала.

  1. Как спирт и продукты его распада выводятся из организма.
  2. На какие внутренние органы человека воздействует алкоголь и как это происходит?
  3. Какие вам известны стадии развития алкоголизма?
  4. Какими могут быть последствия от злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека?

5. Итог.

- Отрицательное воздействие алкоголя не ограничивается организмом человека, эта проблема носит социальный характер, и на одном уроке охватить все её аспекты невозможно.

Категория: ХИМИЯ | Добавил: Ronaldo | Теги: поурочные планы уроков химии, опыты по химии, открытый урок химии, химия в школе, УРОК ХИМИИ, конспект урока химии, учителю химии
Просмотров: 646 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0