Основная задача урока: объяснить
выбор различных моделей развития и дать представление о тоталитарном,
авторитарном и либеральном обществах (взаимоотношениях государства
и граждан).
Семинар по материалам § 12—13
Рекомендуется начать урок с вводного
объяснения о формах политического и государственного развития:
тоталитарной, авторитарной, либеральной. Затем предложить учащимся
на материале учебника проследить причины возникновения и развитие этих
режимов в странах Европы и США.
Вопросы и задания:
Тоталитарные режимы в Европе в 30-е гг. (на примере Германии)
1. Объясните термин «тоталитаризм».
2. Назовите причины возникновения тоталитарных режимов.
3. Что можно отнести к основным чертам тоталитарного режима?
4. По каким причинам к началу 30-х гг. в Германии
крайне популярной стала партия нацистов во главе с Гитлером? (При ответе
на вопрос желательно использовать материалы документа 1: "Жан Ришар
Блок. «Надежды на молодежь».)
5. Охарактеризуйте внутреннюю политику фашистов в Германии. Какие
из проводимых мероприятий могли вызвать одобрение у различных слоев
населения страны? Почему?
6. Изложите основу расовой теории фашистов и подумайте, на какие
социальные слои населения она была рассчитана. В какую политику эта
теория вылилась на практике?
7. Охарактеризуйте идеологию фашизма и объясните цели этой
идеологии. (В качестве дополнительного материала для рассуждения учитель
может рассказать о геополитических теориях фашистов: «биологическое
учение о государстве» — молодое развивающееся государство, подобно
молодому биологическому организму, имеет право на завоевание своего
места под солнцем, на агрессию; «учение о жизненном пространстве» —
от количества территорий зависит уровень жизни населения, и Германия
должна взять для развития необходимое жизненное пространство на Востоке,
где плотность населения маленькая; «учение о естественных границах» —
государство должно стремиться к естественным границам, определенным
самой природой, которыми являются крупные реки, горы, в конце концов
границы материка.)
8. Известно, что фашисты лозунгом пропаганды своих идей сделали
лозунг «Простота, размах и концентрация». Объясните эту фразу и оцените
такие принципы ведения пропаганды и агитации.
9. Сформулируйте цели внешней политики фашистского режима и дайте
им оценку. (При обсуждении вопроса можно использовать текст документа
2: «Гитлер о целях внешней политики Германии».)
10. На VII конгрессе Коминтерна в 1935 г. болгарский коммунист
Георгий Димитров выступил с докладом о сущности фашизма. Ознакомьтесь
с выдержкой из этого доклада и попытайтесь фактами из учебника
и дополнительным материалом подтвердить или опровергнуть его выводы:
«Фашизм — это свирепейшее наступление капитала на трудящиеся массы.
Фашизм — безудержный шовинизм и захватническая война.
Фашизм — это бешеная реакция и контрреволюция.
Фашизм — это злейший враг рабочего класса и всех трудящихся».
Либеральные режимы в 30-е гг. (на примере правления Рузвельта в США)
1. Дайте определение понятию «либеральный режим».
2. Какие моменты в развитии страны способствуют выбору и установлению либерального режима?
3. Перечислите основные черты либерального режима и попытайтесь выделить ключевые из них. Свое мнение обоснуйте.
4. Раскройте смысл названия «новый курс». Постарайтесь объяснить,
почему Рузвельт обратился к резкой смене внутренней политики, были ли
у него реальные альтернативы.
5. Как «новый курс» проявился в экономике, социальной политике?
Как бы вы оценили эти меры нового президента? (При рассуждениях учащимся
предлагается использовать дополнительный материал. В качестве одной
из первых мер помощи безработным президентом Рузвельтом была
организована раздача нуждающимся 500 млн долларов. Для безработной
молодежи были организованы лагеря в лесной зоне, где ежегодно
500 тыс. молодых людей получали жилье, питание, одежду и 1 доллар в день
за работу по оздоровлению лесов. В 1935 г. был принят закон
о справедливых условиях найма.)
6. Рузвельт по праву считается одним из самых популярных
президентов США, он избирался на этот пост четыре раза. Подумайте,
как популярность совмещается с его политикой усиления регулирующей роли
государства в сфере частного капитала (особенно в США, где утвердились
принципы индивидуализма).
7. Повлияло ли утверждение и развитие либерального режима на курс внешней политики США в 30-е гг.? Свое мнение подтвердите фактами.
Гражданская война в Испании в 30-е гг.
1. Какие общественные силы в Испании
выступали за демократический режим и почему, какие — за установление
тоталитарного режима?
2. Проследите консолидацию профашистских сил Испании в 1935—1936 гг. и оцените ответные действия Народного фронта. К каким выводам о соотношении сил можно прийти и почему?
3. Как развивалась гражданская война в Испании? Какие внешние
факторы играли в ней роль? Можно ли утверждать, что именно внешняя
помощь фашистским силам генерала Франко сыграла решающую роль в его
победе? (Учитель может при обсуждении привести дополнительный материал:
Германия направила силам Франко 650 самолетов, 200 танков
и 50 тыс. человек; Италия — 1000 самолетов, 950 танков, 200 тыс. солдат
и офицеров.)
4. Как вы можете объяснить фразу советского писателя И. Эренбурга
по поводу войны в Испании: «Совесть всего мира восстала»? Предположите,
почему именно война в Испании стала таким известным и запоминающимся
событием в мировой политике 30-х гг.
Подводя итоги семинара, обсудите, в чем кроется самое важное различие между тоталитарным и либеральным режимами. |