ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 08.12.2019, 21:42
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории в 10 классе "РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877—1878 гг."
21.08.2014, 14:59

      Цели урока: определение причин и характера русско-турецкой войны 1877—1878 гг.; анализ военных действий сторон в ходе войны; характеристика итогов русско-турецкой войны.

      Основные даты и события
      12 апреля 1877 г. начало войны с Турцией.
      17 апреля 1877 г. взятие крепости Баязет.
      Июль 1877 г. взятие Шипкинского перевала.
      28 ноября 1877 г. пленение гарнизона Плевны.
      8 января 1878 г. взятие Адрианополя.
      Февраль 1878 г. — взятие Эрзерума.
      19 февраля 1878 г. — подписание Сан-Стефанского мирного договора.
      13 июля 1878 г. — заключение Берлинского трактата.      

      Термины и понятия урока
    Берлинский конгресс 1878 г. — конгресс, созванный для пересмотра условий Сан-Стефанского мира 1878 г. по инициативе Великобритании и Австро-Венгрии, выступавших против усиления позиций России на Балканах.
     Сан-Стефанский мир предварительный мир между Россией и Турцией, заключен в Сан-Стефано. Завершил русско-турецкую войну 1877—1878 гг.
     Персоналии: И. В. Гурко, Б. Дизраэли, М. Т. Лорис-Меликов, Ф. Ф. Радецкий, М. Д. Скобелев, Н. Г. Столетов.
    Оборудование урока: карты «Русско-турецкая война 1877—1878 гг.»; «Европа в XIX в.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; компьютер с выходом в Интернет.

  План изучения нового материала:

1. Планы сторон.

2. Основные военные действия сторон.

3. Сан-Стефанский мирный договор.

4. Берлинский трактат.

      1. В начале урока учитель предлагает учащимся определить причины русско-турецкой войны 1877—1878 гг., основываясь на материале учебника и предыдущего урока. Школьники называют в качестве основной причины балканскую проблему, часть Восточного вопроса.
      Рассмотрение собственно хода боевых действий целесообразно начать с планов и исходных сил сторон. Учащиеся, опираясь на материал учебника, данные Интернета и материалы CD, могут отметить, что Россия рассчитывала быстро разгромить противника на его территории, опасаясь изменения позиции Австро-Венгрии, а Турция предполагала затягивать войну, рассчитывая выиграть время и заручиться поддержкой Англии. Численность войск России определяется исследователями в 250 тыс. человек на Балканах и 55 тыс. человек на Кавказе. Турция противопоставила ей 338 тыс. человек на Балканах и 70 тыс. человек на Кавказе.
      2. Рассматривая основные боевые действия русских войск на Балканах и на Кавказе, учащиеся могут составить таблицу, отражающую основные события русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Можно организовать обсуждение докладов и сообщений учащихся.

Темы докладов

      1. Оборона Плевны.
      2. Героическая оборона Шипки.
      3. М. Д. Скобелев — выдающийся русский военачальник.
      4. Военные действия России в Закавказье.
      5. Причины победы России в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
      Доклады должны сопровождаться показом иллюстративного материала.

      3. Особое внимание учащихся следует обратить на условия Сан-Стефанского мирного договора. Рассмотрение этих условий лучше организовать на основе анализа текста договора, приведенного ниже.

Сан-Стефанский прелиминарный русско-турецкий мирный договор

1878 г.

(Извлечение)

      <...> Ст. 2. Блистательная Порта признает окончательно независимость княжества Черногории. По соглашению с российско-императорским правительством, правительством оттоманским и княжеством Черногорией будут определены впоследствии характер и форма взаимных отношений между Блистательной Портой и княжеством... Вопросы, по которым не последовало бы соглашения, должны быть решены третейским решением России и Австро-Венгрии.
      Ст. 3. Сербия признана независимой. <...>
      Ст. 5. Порта признает независимость Румынии, которая предъявит свои права на вознаграждение, имеющее быть определенным обеими сторонами. До заключения непосредственного договора подданные ее будут пользоваться в Турции всеми правами, которые обеспечены за подданными других европейских держав.
      Ст. 6. Болгария образует самоуправляющееся, платящее дань княжество, с христианским правительством и земским войском. <...>
      Ст. 8. Оттоманские войска не будут более находиться в Болгарии, все прежние крепости будут срыты на счет местного правительства... Русские войска будут занимать страну и, в случае надобности, оказывать содействие комиссару. Военное занятие Болгарии будет, однако, ограничено приблизительным сроком в два года. Численность оккупационного русского корпуса, составленного из шести дивизий пехоты и двух кавалерий, который останется в Болгарии по очищении Турции императорскою армией, не будет превосходить пятидесяти тысяч человек. Этот корпус будет содержаться на счет занимаемой им страны. <...>
      Ст. 12. Все крепости на Дунае будут срыты. Впредь на берегах этой реки не будет более укреплений. <...>
      Ст. 16. Ввиду того, что очищение русскими войсками занимаемых ими в Армении местностей, которые должны быть возвращены Турции, могло бы подать там повод к столкновениям и осложнениям, могущим вредно отразиться на добрых отношениях обоих государств, Блистательная Порта обязуется осуществить без замедления улучшения и реформы, вызываемые местными потребностями, в областях, населенных армянами, и оградить безопасность последних от курдов и черкесов. <...>
      Ст. 19. Принимая во внимание финансовые затруднения Турции... заменить уплату большей части исчисленных... сумм следующими территориальными уступками: а) Тульчинский санджак... равно как острова дельты и Змеиный остров. Не желая присоединить себе означенной территории и островов дельты, Россия предоставляет себе променять их на отчужденную от нее трактатом 1856 года часть Бессарабии... б) Ардаган, Карс, Батум, Баязид и территория до Саганлуга...

      Задания к документу: 1. Перечислите основные условия Сан-Стефанского мирного договора. 2. Определите значение этого договора для внешней политики России.

      4. Рассмотрение условий Берлинского трактата также организуется на основе анализа документа.


Берлинский трактат

1878 г.

(Извлечение)

    Ст. 1. Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань... она будет иметь христианское правительство и народную милицию. <...>
      Ст. 6. Временное управление Болгарии до окончательного составления органического устава Болгарии будет находиться под руководством российского имп. комиссара. <...>
      Ст. 13. На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточная Румелия» и которая останется под непосредственною политическою и военного властью е. и. в. султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина. <...>
      Ст. 25. Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгриею.
   Ст. 26. Независимость Черногории признается Блистательной Портою и всеми теми высокими договаривающимися сторонами, которые еще ее не признавали. <...>
      Ст. 43. Выc. дог. стороны признают независимость Румынии. <...>
    Ст. 45. Княжество Румыния уступает обратно е. в. имп. всероссийскому часть Бессарабской территории, отошедшей от России по парижскому трактату 1856 года. <...>
    Ст. 46. Острова, составляющие дельту Дуная, а также остров Змеиный, Тульчинский санджак... присоединяются к Румынии. Княжество, кроме того, получает территорию, лежащую на юг от Добруджи до черты, начинающейся к востоку от Силистрии и оканчивающейся у Черного моря к югу от Мангалии. <...>
    Ст. 58. Блистательная Порта уступает Российской империи в Азии территории Ардагана, Карса и Батума, с портом последнего, равно как и все территории, заключающиеся между прежнею русско-турецкой границей и следующею пограничною чертою... [линия Чорох-Бардуз-Аракс]. <...>
   Ст. 60. Долина Алашкерта и город Баязет, уступленные России статьей 19 Сан-Стефанского договора, возвращаются Турции.

      Вопросы и задания к документу: 1. Определите на основе текста документа основные условия Берлинского трактата. 2. Какое значение для внешней политики России имел этот трактат? 3. Сравните условия Сан-Стефанского мирного договора и Берлинского трактата. В чем вы видите невыгодность условий Берлинского трактата для России?

      Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить задание: определите значение победы России в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. и ее последствия.
      Домашнее задание: § 73, задание 5 после параграфа.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 789 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0