ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 12.12.2019, 15:39
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории в 10 классе "РОССИЯ В НАЧАЛЕ XIX в."
22.08.2014, 17:02
  Цели урока: характеристика территории и населения России в начале XIX в.; анализ факторов, замедлявших экономическое развитие страны и способствовавших положительным изменениям в экономике; характеристика сословного строя России.

      Термины и понятия урока
      Самодержавно-бюрократический строй — характерная для России первой половины XIX в. форма абсолютной монархии, при которой законодательная инициатива принадлежала исключительно императору и верхам бюрократии. Разработка законопроектов происходила во внутриведомственных (министерских) комиссиях и межведомственных комитетах и комиссиях, обсуждение законопроектов проводилось в департаментах и на общем собрании Государственного совета (иногда в Комитете министров, в высших комитетах и пр.).
      Оборудование урока: карта «Российская империя в первой половине XIX в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
      План изучения нового материала: 1. Социально-экономическое развитие России в начале XIX в. 2. Промышленность, торговля и пути сообщения в первой половине XIX в. 3. Политический строй России.
      1. Во вводном слове учитель отмечает, что Россия к началу XIX в. была мировой державой, игравшей заметную роль на европейской арене. Она занимала огромную территорию, на которой, по данным переписи 1795 г., проживало 37,4 млн человек. Большую часть населения составляли крестьяне. Аграрное производство имело тенденцию к росту, наметились сдвиги в промышленности. Однако в России были весьма медленные темпы развития.
      Характеристику процессам, происходившим в экономике в начале ХIХ в., учащиеся дают самостоятельно, используя материалы указанных в оборудовании урока CD и текст учебника. В процессе работы желательно заполнить таблицу.

Территория и население

Сословия

Сельское хозяйство

Торговля

Промышленность

Занимала территорию в 17,4 млн кв. км от Балтийского моря до Тихого океана; плотность населения в центральных губерниях составляла в 1800 г. около 8 человек на 1 кв. версту; многонациональная, многоконфессиональная страна

Крестьянство: процесс расслоения шел медленно, сохранялась крепостная зависимость. Дворянство: уменьшение числа помещиков, разорение мелкопоместных дворян, исчезновение категории беспоместных дворян.
Купечество: подрыв монополии на торговлю.
Мещанство: рост доли участия в торговле

Освоение новых территорий (Южная Украина, Бессарабия, Кавказ, Поволжье и др.). Расширение посевов технических культур. Внедрение новой агротехники и новых сельскохозяйственных орудий. Расширение аренды и покупки земли крестьянами. Рост использования наемного труда в земледелии. Барщина направлена на производство товарной продукции

Ведущая роль ярмарочной торговли. Главные торговые партнеры — страны Европы.
Рост удельного веса продукции промышленности в общей товарной массе.
Развитие постоянной (магазинной) торговли

Преобладание мелкой промышленности, рост отходничества

      Анализируя таблицу, учащиеся выделяют факторы, замедлявшие развитие страны и способствовавшие ему. Школьники отмечают, что отсталость сельского хозяйства была вызвана:
      1) сохранением экстенсивного характера земледелия;
      2) понижением производительности барщинного труда;
      3) сохранением низкого уровня развития техники;
      4) превращением крепостного права в тормоз экономического развития.
      2. Развитие мелкотоварного производства и мануфактуры было необходимой предпосылкой для перехода к фабричному, машинному производству.
      Применение машин в русской промышленности началось еще в первые десятилетия XIX в. Однако использование станков и машин носило эпизодический характер. Только с 30-х гг. XIX в. началось более широкое внедрение машин в промышленное производство. Мануфактура с ее ручным трудом превращалась в капиталистическую фабрику, основанную на применении машин.
      Особенно важное значение имело внедрение в промышленность паровых двигателей, которые пришли на смену примитивной конной тяге и водяным двигателям. Применение этих сложных машин намного увеличило мощность и производительность предприятий. Оно влекло за собой расширение промышленного производства и улучшение его технической оснащенности. Самыми передовыми в техническом отношении были хлопчатобумажное производство и другие отрасли текстильной промышленности, которые быстро оснащались машинами.
      Основным видом транспорта оставался речной, однако в 30-х гг. начинается строительство железных дорог.
      Далее учитель предлагает учащимся вспомнить из курса всеобщей истории, какие условия необходимы для начала промышленного переворота, и подумать, имелись ли они в России в начале XIX в. Учащиеся называют следующие условия:
      1) наличие капиталов;
      2) наличие свободной рабочей силы;
      3) расширение внутреннего рынка.
      Школьники подчеркивают, что в России в условиях сохранения крепостного права не сформировался рынок свободной рабочей силы.
      Проблема о периодизации промышленного переворота в России — одна из самых дискуссионных в историографии. Учитель может познакомить учащихся с мнением историков по данной проблеме.
      Другим вариантом рассмотрения этого вопроса может быть опережающее задание учащимся, которые, используя рекомендуемую учителем литературу, составляют сводную таблицу точек зрения на данную проблему.

Дискуссия о периодизации промышленного переворота в исторической науке

Автор

Периодизация промышленного переворота

В. К. Яцунский

Начало — 30-е гг. XIX в.; завершение — середина 90-х гг. XIX в.

С. Г. Струмилин

Начало — в дореформенный период (30—50-е гг. XIX в.); завершение — к 1861 г.

П. Г. Рындзюнский

Начало — середина 50-х гг. XIX в.; завершение — начало 80-х гг. XIX в.

А. М. Соловьева

Начало — 50-е гг. XIX в.;
переходный период — 60—70-е гг. XIX в.;
завершающий период — 80—90-е гг. XIX в.

Точка зрения авторов учебника

Начало — середина XIX в.; завершение — конец XIX в.

      Анализируя таблицу, учитель подчеркивает, что к середине XIX в. затраты на приобретение машин по сравнению с 30-ми гг. выросли примерно в 10 раз, а производительность труда увеличилась по сравнению с началом века в 3 раза.
      Анализируя графу «Сословия» в таблице «Экономическое развитие в России в первой половине XIX в.», материалы учебника, учащиеся делают вывод о том, что начался процесс формирования классовой структуры, характерной для капиталистического общества.
      3. Рассматривая вопрос о политическом строе, учитель предлагает школьникам самостоятельно составить сравнительную таблицу, характеризующую отличие российского самодержавия от абсолютных монархий стран Европы (по выбору). Анализ таблицы должен показать учащимся, что главным отличием России было большое влияние чиновничьего аппарата на процесс принятия решений в стране.
      Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся следующие задания: 1. Подтвердите примерами тезис о том, что в первой половине XIX в. крепостное хозяйство переживает кризис. 2. Выскажите свою точку зрения на возможные альтернативы развития России в первой половине XIX в.
      Домашнее задание: § 55, ответить на вопросы после параграфа; письменно ответить на вопрос: почему именно в начале XIX в. вопрос об отмене крепостного права и ограничении самодержавия остро встал как перед властью, так и перед обществом?

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 1032 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0