ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 13.12.2019, 16:19
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории в 10 классе " ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОДЪЕМ 90-х гг. XIX в."
21.08.2014, 14:46
   Цели урока: характеристика истоков, характера и последствий промышленного подъема 90-х гг. XIX в. в России; выявление роли государства в развитии промышленности; анализ экономической политики С. Ю. Витте; установление причин активизации рабочего движения в конце 80-х — начале 90-х гг. XIX в.

      Основные даты и события
      1886 г. — Закон о забастовках.
      1893 г. — начало промышленного подъема.
      1897 г. — денежная реформа.

      Термины и понятия урока
      Стачка — прекращение работы лицами наемного труда с предъявлением администрации определенных требований, касающихся условий труда.
      Персоналии: С. Ю. Витте.
      Оборудование урока: карта «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
      План изучения нового материала: 1. Причины промышленного подъема 90-х гг. XIX в. 2. Правительственная политика в области промышленности. С. Ю. Витте. 3. Рабочий класс и рабочее движение.
      1. В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое промышленный переворот, какие особенности промышленного переворота в России можно выделить. Далее учитель отмечает, что ускоренному экономическому росту в большой мере способствовала политика форсированной индустриализации страны, которая в первую очередь была связана с именем С. Ю. Витте — одного из крупнейших государственных деятелей последних десятилетий существования Российской империи, занимавшего в 1892—1903 гг. пост министра финансов.
      Анализ причин промышленного подъема 90-х гг. XIX в. можно организовать в виде самостоятельной работы учащихся с материалами учебника. Они выделяют факторы, способствовавшие промышленному подъему 90-х гг. XIX в.: государственная политика в промышленной сфере (государственные оборонные заказы, инвестиции в строительство железных дорог, расширение экспорта хлеба, привлечение иностранных инвестиций). Эта работа позволит перейти к более подробному рассмотрению правительственной политики в области промышленности.
      2. Рассмотрение этого вопроса можно организовать в виде докладов о С. Ю. Витте и его политике. Взятый им курс на всемерное содействие промышленному развитию, как отмечают историки, не был принципиально новым явлением. Он в какой-то мере опирался на традиции еще Петровской эпохи и опыт экономической политики последующих периодов. Составными частями системы С. Ю. Витте являлись таможенная защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции (основы этой политики были заложены таможенным тарифом 1891 г.), широкое привлечение зарубежных капиталов в виде займов и инвестиций, накопление внутренних финансовых ресурсов с помощью казенной винной монополии и увеличения косвенных налогов.
      Одной из крупнейших мер, осуществленных С. Ю. Витте в рамках реализации его курса, явилось введение в 1897 г. золотого денежного обращения. Золотое содержание рубля уменьшилось на 1/3. Кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 коп. золотом. Государственный банк, ставший эмиссионным учреждением, получил право выпускать не обеспеченные золотом кредитные билеты на сумму не более 300 млн р. Финансовая реформа способствовала стабилизации курса рубля и притоку в Россию иностранных капиталов.
      Содействуя развитию российской промышленности, политика С. Ю. Витте отличалась противоречивостью. Активное государственное вмешательство в экономику, с одной стороны, способствовало быстрой капиталистической эволюции России, с другой стороны, мешало естественному развитию капитализма. Форсированная индустриализация осуществлялась за счет аграрного сектора. Таможенный протекционизм вел к росту цен на промышленные товары.
      90-е годы XIX в. стали важнейшим этапом в развитии акционерных коммерческих банков и складывании банковской системы в России. За десятилетие капиталы и все пассивы коммерческих банков увеличились более чем в два раза.
      Общим выводом учащихся может стать следующий: курс самодержавия на форсированную индустриализацию страны дал весомые результаты. 90-е годы XIX в. ознаменовались промышленным подъемом невиданной прежде продолжительности и интенсивности. С большим размахом велось железнодорожное строительство. К началу XX в. Россия оказалась на втором месте в мире по протяженности сети железных дорог. Интенсивное железнодорожное строительство, политика государства стимулировали развитие в первую очередь тяжелой промышленности. Российская индустрия росла самыми высокими в мире темпами. В целом за годы подъема промышленное производство в стране удвоилось. Проиллюстрировать эти выводы можно данными приведенной ниже таблицы.

Динамика численности промышленных предприятий в 80—90-е гг. XIX в.

Отрасли промышленности

Число предприятий

80-е гг.

90-е гг.

Топливная

394

484

Горнодобывающая

2738

3496

Химическая

2108

2074

Металлургия

1785

2894

Деревообрабатывающая

901

2179

Пищевая

8350

9247

Текстильная

2578

3594

      Вопрос об итогах промышленного подъема требует обязательного обращения к дискуссиям о месте России в мировой экономике конца XIX — начала XX в. Учащиеся самостоятельно изучают этот вопрос по учебнику.
      3.  Одним из процессов, сопровождавших промышленный подъем 90-х гг. XIX в., был процесс роста численности рабочего класса.

Динамика численности рабочих в 80—90-е гг. XIX в.

Отрасли промышленности

Число рабочих (тыс. чел.)

1887

1897

Топливная

36,5

111,5

Горнодобывающая

136,8

145,8

Химическая

36,9

62,8

Металлургия

198

339,8

Деревообрабатывающая

30

85,4

Пищевая

197

221

Текстильная

408

597,9

      Анализируя данные таблицы, учащиеся отмечают существенный рост численности рабочего класса за последнее десятилетие XIX в.
      Далее им можно предложить ответить на вопросы: какие причины вызвали рабочее движение? Чем психология рабочих отличалась от психологии крестьян? В качестве причин учащиеся могут отметить условия жизни рабочих, отсутствие рабочего законодательства, низкую оплату труда, высокие штрафы. Рабочие отличались большей социальной активностью, чем крестьяне, поэтому протесты 80-х гг. XIX в. были достаточно крупными: 1880 г. — стачка на Ярцевской мануфактуре купцов Хлудовых в Смоленской губернии; 1885 г. — забастовка на Никольской мануфактуре Т. Морозова (Морозовская стачка), охватившая около 8 тыс. рабочих.
      В результате правительство в 1886 г. приняло закон, по которому участие в забастовке каралось арестом сроком до месяца. Однако эти выступления заставили правительство предпринять шаги по формированию рабочего законодательства. В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд детей до 12 лет, был сокращен рабочий день детей. В 1885 г. был принят закон, запрещавший ночной труд женщин и подростков, в 1886 г. ограничен размер штрафа, запрещена расплата с рабочими через фабричные лавки.
      Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся задание назвать положительные и отрицательные стороны промышленного подъема. В целом промышленное развитие России в 90-е гг. XIX в. было достаточно успешным. Однако прослеживается диспропорция развития: тяжелая промышленность развивается быстрее легкой. Страна остается аграрной. Все более острым становится рабочий вопрос. Выводы учащихся можно оформить в виде таблицы.

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

 

 

      Домашнее задание: § 79, провести сравнительный анализ положения рабочего класса и крестьянства России в конце XIX в.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 1244 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0