ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 07.12.2019, 17:42
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории в 10 классе "ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТРАНСПОРТ В ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ"
21.08.2014, 14:55

Цели урока: выявление особенностей развития промышленности в пореформенной России; сопоставление процессов развития российской промышленности с аналогичными процессами в странах Западной Европы и США; определение последствий промышленного переворота.

Термины и понятия урока
Инвестиции (от лат. investio — одеваю) — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики как внутри страны, так и за границей. Различают финансовые и реальные инвестиции.
Инфраструктура совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
Предпринимательство инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность.
      Оборудование урока: статистические данные, касающиеся динамики промышленного развития в 60—70-е гг. XIX в.
      План изучения нового материала: 1. Промышленное развитие в 60—70-е гг. XIX в. 2. Особенности промышленного переворота в России. 3. Полвека российских железных дорог. 4. Сравнительная характеристика промышленного переворота в странах Западной Европы и России.
      1.  В начале урока учитель может организовать небольшую дискуссию по вопросу о влиянии отмены крепостного права на развитие страны. Учащиеся подчеркивают, что освобождение крестьян сыграло огромную роль в высвобождении рабочих рук, оттоке значительной части населения из сельского хозяйства.
      На основе материала параграфа учащиеся отмечают следующие черты в развитии российской промышленности: подъем предпринимательства, значительные успехи в текстильном производстве, существенный рост в пищевой промышленности. Российское хозяйство постепенно интегрировалось в мировое хозяйство.
      2.  Стержневой темой урока должна стать тема промышленного переворота. Учащимся предлагается вспомнить содержание научной дискуссии о промышленном перевороте. Они могут выделить проблему определения его хронологических рамок.
      Вопрос о завершении промышленного переворота в России учащиеся рассматривают самостоятельно, опираясь на материал учебника, ресурсы Интернета и материалы CD. В качестве дополнения им могут быть предложены данные, приведенные С. Ю. Витте в докладе «О положении нашей промышленности» о среднем ежегодном приросте производительности труда:

      1878—1887 гг. — 26,1 млн р.
      1888—1892 гг. — 41,6 млн р.
      1893—1897 гг. — 161,2 млн р.

      Анализируя их, учащиеся могут отметить, что за 1893—1897 гг. рост производительности труда шел в четыре раза быстрее, чем в 1888—1892 гг., и в шесть раз быстрее, чем в 1878—1887 гг.
      На основании данных таблицы, приведенной в докладе С. Ю. Витте, и материалов учебника учащиеся могут сделать вывод о завершении промышленного переворота в России и указать изменения, произошедшие в крупной промышленности.

Рост промышленности России в 1877—1897 гг. (в млн р.)

Отрасли производства

1877

1887

1892

1897

Обработка прядильных веществ

297,7

464,2

581,6

946,3

Обработка питательных продуктов

17

37,9

47,9

95,7

Обработка животных продуктов

67,7

79,6

72,6

132

Обработка дерева

16,8

25,7

33,3

102,9

Писчебумажное производство

12,7

21

25,5

45,5

Химическое производство

10,5

21,5

35,3

59,6

Керамическое производство

20,4

29

32,3

82,6

Производство металлических изделий

89,3

112,6

162,3

310,6

Производства, не вошедшие в предшествующие группы

8,6

10,4

19,5

41

Всего*:

540,7

801,9

1010,3

1816,2

      *Без производств горных, мукомольного и производств, обложенных акцизными сборами.

      Вывод учащихся о завершении промышленного переворота в России может быть следующим: в 80—90-е гг. XIX в. в основных отраслях отечественной промышленности завершился промышленный переворот. Крупные предприятия перешли от ручного труда к машинному, сформировался отечественный машиностроительный комплекс. Среди новшеств крупной промышленности учащиеся выделяют ее организацию в форме акционерных обществ и паевых товариществ, к началу XX в. составлявших свыше половины всех крупных предприятий.
      Для подтверждения этих выводов можно продемонстрировать учащимся следующую диаграмму:

Динамика роста промышленных предприятий России в XIX в.


      Рассматривая промышленный переворот, целесообразно обратить внимание учащихся на проблему государственной поддержки процесса модернизации. За счет бюджета компенсировался недостаток частных капиталов в стране. Государство предоставляло концессии, налоговые льготы, субсидии, займы, привлекало иностранные инвестиции.
      Другая существенная особенность развития промышленности пореформенного периода — высокая концентрация в относительно немногих промышленных центрах (Петербург, Донбасс, Центральный район, Баку). Учащиеся показывают на карте основные промышленные регионы России.
      3. С проблемой промышленного переворота тесно связан вопрос о строительстве железных дорог в России. Строительство железных дорог было не только следствием промышленного переворота, но и его стимулом. Учащимся можно предложить задание: доказать необходимость развития сети железных дорог в России.
      Далее школьники определяют этапы развития железных дорог на основе материалов параграфа, отметив особенности железнодорожного строительства (государство предоставляло концессии частным лицам на строительство, а затем выкупало железные дороги в казну).
      4. Учащимся можно предложить заполнить сравнительную таблицу для определения специфических черт развития российской промышленности и промышленного переворота в России.

Промышленный переворот в странах Европы и в России

Вопросы для сравнения

Англия

Франция

Германия

Россия

Период

 

 

 

 

Характерные черты

 

 

 

 

      В завершение урока учащиеся подводят итоги промышленного развития России в пореформенный период. Среди общих итогов можно выделить изменение социальной структуры (рост городского населения), развитие товарного хозяйства, завершение промышленного переворота, развитие внутреннего рынка.
      Домашнее задание: § 74, ответить письменно на предложенные ниже вопросы и выполнить задания.
      1. На основе приведенных данных сделайте вывод о росте иностранных капиталовложений в российскую промышленность и причинах увеличения их объема в тяжелой промышленности. Свой ответ обоснуйте.

Рост иностранных капиталовложений в акционерные предприятия России
(основной и облигационный капитал, в млн р.)

Годы

1860

1865

1870

1875

1880

1885

1890

9,7

16,3

26,5

78,7

97,7

159,5

214,7

Доля иностранных вложений в отдельные отрасли российской промышленности (в %)

Годы

Отрасли промышленности

1880

1890

Горное дело

40,5

61

Деревообрабатывающая промышленность

4

6

Химическое производство

15

41

Текстильная промышленность

7

13

Пищевая промышленность

8

8

      2. Особенно сильные позиции иностранного капитала были на Юге России. Так, из 18 металлургических заводов Юга лишь 4 были основаны русским капиталом. Почему иностранный капитал имел особенно серьезные позиции на Юге России (Баку, Донбасс, Кривой Рог)? Какие экономические и политические последствия для России имело вложение значительных иностранных капиталов в отечественную экономику?

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 1338 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0