ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 16.12.2019, 16:13
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории в 10 классе "ПОПЫТКИ УКРЕПИТЬ ИМПЕРИЮ"
22.08.2014, 16:52

      Цели урока: анализ проектов перемен в России при Николае I и их значения для укрепления империи; характеристика значения Кавказской войны как средства для укрепления государства в изучаемый период.

      Основные даты и события
      18261828 гг. — война России с Ираном.
      18281829 гг. — война России с Турцией.
      1833 г. — Манифест о введении в действие Свода законов Российской империи.
      1833 г. — указ о запрещении продажи крепостных с публичного торга и с раздроблением семейства.
      18371841 гг. — реформа государственной деревни, подготовленная П. Д. Киселевым.
      18391843 гг. — денежная реформа Е. Ф. Канкрина.
      1842 г. — указ об обязанных крестьянах.

      Термины и понятия урока
      Газават (джихад) — «священная война» мусульман против иноверцев.
      Имам — руководитель богослужения в мечети, светский и духовный глава общины у мусульман.
      Имамат — мусульманское теократическое государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20-х гг. XIX в.
      Мюриды — последователи суфизма, беспрекословно подчинявшиеся духовному руководителю (шейху, имаму и др.). Мюриды приняли активное участие в движении горцев Северного Кавказа во время Кавказской войны 1817—1864 гг.
      Нейтрализация — предусмотренное международным договором запрещение превращать какую-либо территорию в театр военных действий.
      Персоналии: Е. Ф. Канкрин, П. Д. Киселев, Шамиль.
      Оборудование урока: карта «Российская империя в первой половине ХIХ в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты DVD-фильма «Российская империя» (автор проекта Л. Г. Парфенов), том III.
      План изучения нового материала: 1. Социальная политика самодержавия. 2. Крестьянский вопрос при Николае I. 3. Кодификация законов. 4. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа. 5. Кавказская война.
      1. Во вводном слове учитель просит учащихся, основываясь на материалах учебника и предыдущего урока, сделать вывод о причинах, которые вынудили Николая I обратить внимание на необходимость преобразований в таких сферах жизни общества, как крестьянский вопрос, финансы, упорядочение законодательных актов.
      В своих ответах учащиеся отмечают: главной целью царствования Николая I было укрепление самодержавия и, следовательно, позиций дворян.
      Для укрепления дворянского сословия были предприняты следующие практические меры:
      1) наделение дворянства землями из государственного фонда;
      2) выдача ссуд дворянам;
      3) увеличение имущественного ценза для участия в дворянских собраниях (1831);
      4) повышение чинов, дававших дворянские звания.
      Николай I предпринял попытку расширить социальную базу самодержавия: было создано сословие почетных граждан (личных и потомственных).
      2. При рассмотрении крестьянского вопроса необходимо выделить следующие указы:
      о запрещении отдавать крепостных в аренду (1827);
      об ограничении права помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь (1828);
      о запрещении продавать крестьян с публичного торга, дарить их, платить ими частные долги (1833);
      о запрещении беспоместным дворянам покупать крестьян без земли (1841);
      об обязанных крестьянах (1842);
      о предоставлении помещикам права отпускать дворовых на волю без земли (1845);
      о введении юридических норм наказания крепостных (1845—1846).
      Далее учащимся предлагается подтвердить тезис о том, что указ об обязанных крестьянах явился существенным шагом на пути освобождения крестьян от крепостной зависимости. Свои доказательства они могут построить на основе сравнительного анализа этого указа и указа о вольных хлебопашцах 1803 г. Для наглядности школьники могут составить сравнительную таблицу положений этих указов.
      На основе этой таблицы учащиеся делают вывод о том, что сумма выкупа по указу 1803 г. не давала возможности для массового выхода крестьян из крепостной повинности, тогда как указ 1842 г. предусматривал предоставление личной свободы и земельного надела в аренду, за что крестьяне обязывались выполнять предусмотренные договором повинности.
      Анализ реформы управления государственными крестьянами П. Д. Киселева проводится в процессе обсуждения сообщения одного из учащихся по данному вопросу.
      Другим вариантом изучения данного вопроса может стать составление схемы управления государственной деревней по реформе П. Д. Киселева на основе приведенного ниже документа и материалов параграфа.

П. Д. Киселев. Предварительные соображения о преобразовании управления государственными имуществами
(Извлечение)

      Недостаток управления составлял до сего времени одну из важнейших причин, препятствующих благосостоянию государственных крестьян и благоустройству государственных имуществ.
      ...Управление государственными имуществами и крестьянами... для достижения надлежащего успеха следует сосредоточить в отдельном составе. На сем основании учреждается особое министерство государственных имуществ, а в губерниях — палаты государственных имуществ. Государственные имущества и крестьяне в губерниях разделяются на округи, волости и сельские общества.
      ...В губерниях в ведомство палат государственных имуществ отделяются все части управления государственными имуществами, все предметы попечительства над государственными крестьянами, свободными хлебопашцами и колонистами.
      Для исполнения распоряжений палаты и ближайшего наблюдения на местах за благоустройством государственных имуществ и благосостоянием крестьян определяются окружные начальники... Окружным начальникам предоставить... дела, относящиеся до улучшения нравственного состояния крестьян, до гражданского их быта, строительной части, обеспечения продовольствия, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам.
      Земли и угодья оставляются в бессрочном пользовании обществ с предоставлением им права распределять земли между домохозяевами в том порядке, в каком они сами признают для себя удобнейшим.
      Селения малоземельные или наделяются землею из свободных казенных участков, или из них производятся переселения на свободные казенные земли на основании особых правил.
      Оброчная, следующая с государственных крестьян, подать, а равно подушная подать и земские повинности исчисляются по душам, но распределяются между сельскими обществами соразмерно местным выгодам от земли и промыслов каждого сельского общества.
      В видах улучшения нравственности крестьян учредить для них приходские училища, для образования соответственного их званию; привлечь благонадежных священников в казенные селения назначением им приличного содержания.
      Для наблюдения в казенных селениях полицейского порядка составить сельский полицейский устав, который содержал бы в себе общие и частные правила, необходимые для сведения и руководства поселян...
      При общей безграмотности поселян, недоступности для них судебных форм и обрядов... учредить расправы: сельскую и волостную, и составить для них Сельский Судебный Устав, с изложением в нем порядка судопроизводства по спорам и тяжбам государственных крестьян об имуществах, проступках крестьян и наказаниях за оные и, наконец, порядка судопроизводства по проступкам.

      3. Кодификацию законов при Николае I можно рассмотреть на основе заранее подготовленного сообщения учащегося по данной теме. Следует обратить внимание докладчика на необходимость раскрытия таких вопросов, как: причины проведения кодификации; кому было поручено выполнение этого распоряжения; какое влияние кодификация законов оказала на общественное развитие.
      4. Учащиеся самостоятельно дают характеристику денежной реформы Е. Ф. Канкрина и делают выводы об экономическом развитии России, опираясь на материал параграфа и CD.
      5. Одним из факторов сохранения авторитета власти было окончательное укрепление позиций России на Кавказе (источник сырья и рынка сбыта, контроль торговых путей с Турцией, Ираном и Азией вообще, обеспечение выгодного положения в борьбе с Англией за господство в Среднеазиатском регионе и Закавказье). Отсюда и особое значение, которое придавалось скорейшему завершению Кавказской войны в изучаемый период. Рассмотрение хода самой Кавказской войны может быть организовано в виде работы учащихся по составлению развернутого плана ответа по теме «Кавказская война». Дополнительно можно продемонстрировать фрагменты DVD-фильма «Российская империя» (автор проекта Л. Г. Парфенов), том III.
      Общий вывод учащихся о политике Николая I должен содержать тезис о том, что курс императора можно рассматривать как последовательно консервативный, направленный на укрепление самодержавия, централизацию и бюрократизацию управления страной, повышение роли военных в политической жизни.
      Домашнее задание: § 61, ответить на вопросы после параграфа.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 2019 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0