ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 08.12.2019, 14:02
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории в 10 классе "НАКАНУНЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА"
22.08.2014, 16:35
Цели урока: анализ причин отмены крепостного права в России; определение закономерности падения крепостного права и инициирования преобразований сверху; знакомство учащихся с различными точками зрения по вопросу об освобождении крестьян.

Термины и понятия урока
«Колокол» — первая русская революционная газета, издававшаяся в 1857—1865 гг. в Лондоне, а в 1865—1867 гг. в Женеве. Издатели — А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Пользовалась большим влиянием во всех сферах российского общества. Имела большое число добровольных корреспондентов в России. В 1868 г. издавалась на французском языке с русским приложением.
«Современник» ежемесячный журнал, 1847—1866 гг. Редакторами были Н. А. Некрасов и И. И. Панаев. В журнале сотрудничали А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

НАКАНУНЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Персоналии: Александр II Николаевич, Н. А. Добролюбов, В. А. Жуковский, К. Д. Кавелин, Н. Г. Чернышевский.

     Первый вариант урока.

      Комбинированный урок.
      План изучения нового материала: 1. Сравнительный анализ точек зрения историков на отмену крепостного права. 2. Сравнительный анализ точек зрения современников на отмену крепостного права.
      1. Во вводном слове учитель отмечает, что необходимость отмены крепостного права к моменту восшествия на престол Александра II все явственнее ощущалась в русском обществе. Причины отмены крепостного права учащиеся легко смогут выделить самостоятельно на основе текста учебника. Далее им целесообразно познакомиться с дискуссией, развернувшейся в исторической литературе по этому вопросу.
      Учащиеся выделяют две основные точки зрения, имеющие место в дискуссии. Согласно первой преобладали экономические причины. Крепостное право было отменено в результате кризиса крепостного хозяйства. Значительное влияние поражения России в Крымской войне сторонниками этой точки зрения не отрицается. В. О. Ключевский, отстаивая эту позицию, видел наличие кризисной ситуации в том, что наблюдался рост задолженности помещиков и учащались случаи залога их имений: «Если бы мы предположили вероятность дальнейшего существования крепостного права еще на два-три поколения, то и без законного акта, отменившего крепостную зависимость, дворянские имения все стали бы государственной собственностью. Так экономическое положение дворянского хозяйства подготовило уничтожение крепостного хозяйства, еще в большей степени подготовленное необходимостью нравственной».
      Согласно второй точке зрения правительство, решившись на отмену крепостного права, ориентировалось на политические причины: поражение России в Крымской войне способствовало росту напряженности в обществе и угрожало стабильности в стране. Крепостническое хозяйство накануне отмены крепостного права находилось на пике своей экономической эффективности. Среди сторонников следует назвать П. Б. Струве, Н. Л. Рубинштейна, М. Конфино, Р. Пайпса.
      Далее учащимся предлагается задание: доказать или опровергнуть мнение историков. Результатом дискуссии должны стать доказательства исторической обусловленности отмены крепостного права.
      В качестве дополнительных сведений можно привести подсчеты, касающиеся влияния Крымской войны на ситуацию в стране. Более 10% работников были отвлечены от хозяйственной деятельности; численность скота сократилась на 13%; дефицит государственного бюджета составил около 800 млн р., что в 3 раза больше годовых поступлений в казну; произошло уменьшение экспорта и импорта продукции.
      2. Сравнительный анализ точек зрения современников на освобождение крестьян учащиеся проводят самостоятельно, составляя и заполняя таблицу, отражающую результаты проведенного анализа.

Представители общественных движений об отмене крепостного права

Либералы

Социалисты

Революционные демократы

К. Д. Кавелин

Отмена крепостного права в ходе реформы сверху;
крестьяне получают землю, которой владеют на момент отмены крепостного права

А. И. Герцен

Освобождение крестьян с землей, выкупленной государством;
упразднение цензуры;
отмена телесных наказаний

Н. Г. Чернышевский

Отмена крепостного права в ходе реформы сверху.
Крепостной труд не должен подлежать выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получать небольшую выплату от государства

Н. А. Добролюбов

Революционный путь преобразований в стране

      Учащиеся делают вывод, что наиболее радикальной была позиция Н. А. Добролюбова. Полезно познакомить учащихся и с точкой зрения самого Александра II по этому вопросу. «Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому [отмене крепостного права] прийти. Я думаю... гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу», — сказал Александр II, выступая на приеме московских предводителей дворянства. Можно предложить учащимся вспомнить, как Николай I относился к отмене крепостного права (крепостное право зло, но его отмена «дело еще более гибельное»), и определить причины расхождения во взглядах двух императоров.
      Подводя итоги урока, учитель отмечает, что освобождение крестьян от крепостной зависимости было исторически обусловлено. Однако перед императором стояла весьма ответственная задача: отменить крепостное право и сохранить стабильность в стране. Помещики хотели сохранить свое благосостояние (освобождение крестьян без земли), крестьяне желали свободы с сохранением своих наделов без какой-либо дополнительной платы.
      Домашнее задание: § 68, ответить на вопросы после параграфа.
    

 Второй вариант урока.

Другим вариантом изучения темы может стать урок-семинар, который объединит материалы этого и следующего уроков. На обсуждение в ходе семинара могут быть вынесены следующие проблемы:
      1. Объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права в России.
      2. Общественное мнение об освобождении крестьян.
      3. Помещичьи проекты отмены крепостного права.
      4. Трудности в подготовке проекта реформы.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 910 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0