ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 07.12.2019, 16:57
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории в 10 классе "ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVIII в. СОСЛОВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. НАРОДЫ РОССИИ"
22.08.2014, 17:28

      Цели урока: анализ развития крепостного права в XVIII в.; характеристика изменений в хозяйстве России XVIII в., повлекших разложение крепостничества и развитие капитализма.

     Термины и понятия урока
      Ассигнации бумажные деньги, выпускавшиеся в России с 1769 г. В связи с резким обесценением и введением серебряного монометаллизма аннулированы 1 января 1849 г.
      Колонизация заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны (внутренняя колонизация), а также основание поселений за ее пределами (внешняя колонизация). В конце XVI в. началось освоение Сибири и Дальнего Востока. В XVI—XVII вв. заселялись южные районы Европейской России, в XVIII в. — Северное Причерноморье. В XVIII — первой половине XIX в. шло хозяйственное освоение Заволжья (так называемая внутренняя колонизация).
      Парцеллярное хозяйство — семейно-индивидуальное крестьянское хозяйство, основная форма ведения натурально-потребительского производства в докапиталистическом обществе. С развитием товарно-денежных отношений превращается в мелкое товарное хозяйство.
      Переселенчество — в Российской империи перемещение сельского населения центральных районов на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности (Сибирь, Дальний Восток). Было основным средством внутренней колонизации.
      Персоналии: Лазаревы, Строгановы.
      Оборудование урока: карта «Россия во второй половине XVIII в.».
   План изучения нового материала: 1. Успехи развития хозяйства в XVIII в. 2. Изменения в барщинном хозяйстве. 3. Другие народы России в XVIII в.
      1. Во вводном слове учитель предлагает учащимся вспомнить, какой в хозяйственном отношении являлась Россия к концу XVIII в. Они могут отметить, что, как и в XVII в., Россия к началу ХIХ в. оставалась аграрной страной. Основой ее сельского хозяйства по-прежнему было помещичье землепользование с применением подневольного труда крепостных крестьян на земле помещика (барщина). Изменения в хозяйственном развитии страны на протяжении XVIII в. учащиеся фиксируют в таблице.

Изменения в хозяйственном развитии страны в XVIII в.

Период

Промышленность

Сельское хозяйство

Торговля

Первая половина XVIII в.

Развитие Урало-Сибирского промышленного района.
Увеличение числа мануфактур.
Преобладание государственных мануфактур

Развитие на экстенсивной основе — путем расширения посевных площадей, освоения новых земель в Поволжье, Причерноморье, Сибири.
Крестьянин, чтобы пойти со своего двора «работою кормиться», должен был получить письменную отпускную от помещика. Для более дальнего отхода требовался уже паспорт с подписями представителей власти

Продолжение процесса формирования всероссийского рынка.
Развитие внешней торговли. Ярмарки — основные пункты торгового обмена

Вторая половина XVIII в.

Рост частного предпринимательства.
Падение удельного веса дворянских мануфактур, основанных на принудительном труде. Преобладание вотчинных мануфактур.
В металлургии — приоритет Уральского промышленного района. В легкой промышленности наряду с Москвой складываются новые центры в Воронежской губернии, в Малороссии

Развитие на экстенсивной основе — путем расширения посевных площадей, освоения новых земель.
В черноземных губерниях преобладала барщина, в нечерноземных — денежный оброк

Провозглашение свободы торговли в 1762 г.
Развитие внешней торговли.
Продолжение процесса формирования всероссийского рынка.
Ярмарки — основные пункты торгового обмена

      Особое внимание учащихся следует обратить на характерные черты социально-экономического развития во второй половине XVIII в.:
      1) экстенсивное развитие сельского хозяйства;
      2) рост эксплуатации крестьян со стороны помещиков;
      3) распространение феодально-крепостнических отношений вширь (на новые территории) и вглубь (на новые категории населения). Более половины населения — крепостные, более половины крепостных — на барщине.
      2. Характерные черты процесса разложения барщинного хозяйства учащиеся могут представить в виде таблицы.

Характерные черты процесса разложения барщинного хозяйства

Элементы барщинного хозяйства

Явления, свидетельствующие об их подрыве

Натуральный характер хозяйства

Хлеб становится товаром. И помещичье, и крестьянское хозяйство выходят на рынок

Наделение крестьян землей

Рост барской запашки.
Имущественное расслоение крестьян.
Рост крестьянского отхода

Личная зависимость крестьянина от феодала

Опека над имениями наиболее жестоких владельцев.
Регламентация труда приписных крестьян

Низкий уровень развития техники

Новая агротехника в некоторых помещичьих хозяйствах

      3. Изучение данного пункта плана учитель организует в виде ответа учащихся на вопрос 5 после § 51.
      Подводя итоги урока, учитель предлагает школьникам сформулировать вывод о результатах экономического развития страны в XVIII в. Они могут отметить, что в XVIII в. медленно, но неуклонно начал пробивать себе дорогу капитализм, прежде всего в промышленности. Во второй половине XVIII в. было фактически ликвидировано церковное землевладение: его доля сократилась с 12 до 2%. Оборот внутренней торговли в России к началу ХIХ в. достиг 500 млн рублей. Активно развивалась и внешняя торговля. В целом экономическое развитие России в XVIII в. отличалось невиданными прежде темпами.
    Домашнее задание: § 51, ответить на вопросы после параграфа, составить характеристику развития крепостного права в XVIII в.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 2254 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0