ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 14.12.2019, 02:53
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Урок истории "ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ"
21.08.2014, 15:08
      Цели урока: характеристика этапов разработки крестьянской реформы; анализ деятельности Редакционных комиссий; выявление сути и причин противоречий в высших слоях общества, появившихся в ходе подготовки отмены крепостного права.

      Основные даты и события
      Январь 1857 г. — образование Секретного комитета для составления проекта аграрной реформы.
    Ноябрь 1857 г. — создание губернских дворянских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.
     1858 г. — преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу. Освобождение удельных крестьян.
      1859 г. — создание Редакционных комиссий для изучения материалов губернских комитетов.
      Октябрь 1860 г. — завершение работы над проектом аграрной реформы.
      19 февраля 1861 г. — подписание Манифеста и «Положения» об освобождении крестьян.

      Термины и понятия урока
      Редакционные комиссии — комиссии, рассматривавшие в 1859—1860 гг. проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов-экспертов из поместного дворянства.
      Персоналии: Н. А. Милютин, В. Н. Панин, М. П. Позен, Я. И. Ростовцев, Ю. Ф. Самарин, А. М. Унковский.
      Оборудование урока: карта «Россия в XIX — начале XX в.»; извлечения из рескрипта генерал-губернатору С. И. Назимову; записки М. П. Позена; проект Ю. Ф. Самарина; записки А. М. Унковского.
      План изучения нового материала: 1. Начало подготовки реформы. 2. Анализ проектов реформ, предложенных помещиками. 3. Деятельность Редакционных комиссий.
      1. Во вводном слове учитель предлагает учащимся вспомнить материалы предыдущего урока, на котором обсуждались причины отмены крепостного права. Акцент следует сделать на том, что отмена крепостного права затрагивала жизненные основы страны и требовала огромной ответственности и даже мужества со стороны императора. «Смерть Николая — больше, чем смерть человека, это смерть начал, неумолимо строго проверенных и дошедших до своего предела. Россия сильно потрясена последними событиями. Что бы ни было, она не может возвратиться к застою», — писал А. И. Герцен.
      Учащиеся вспоминают содержание речи Александра II перед московским дворянством и отвечают на вопросы: какие надежды выражал император в своей речи? Почему ему необходимо было заручиться поддержкой дворян?
      Обсуждение этих вопросов позволит обосновать необходимость создания системы центральных и местных учреждений специально для разработки крестьянской реформы.
      2. Основная часть урока должна быть посвящена обсуждению предлагавшихся помещиками проектов реформы и шагов, предпринимаемых государством для реализации этих проектов.
      Учащимся целесообразно предложить следующее задание: определите причины секретности начала подготовки проекта отмены крепостного права. Учащиеся могут отметить, что это было вызвано стремлением Александра II избежать волнений и ослабить дворянскую оппозицию. Поэтому в начале 1857 г. создается Негласный (Секретный) комитет для подготовки проекта реформы, который рекомендовал провести ее в три этапа: сначала смягчить крестьянскую зависимость, затем предоставить крестьянам личную свободу, закрепив их за землей, и лишь затем освободить окончательно. В процессе обсуждения этих предложений учащиеся отвечают на вопросы: почему Секретный комитет предлагал такой затяжной путь отмены крепостного права? Какие цели преследовали члены Секретного комитета?
      В ноябре 1857 г. император издал рескрипт (предписание) генерал-губернатору Виленской, Гродненской и Ковенской губерний С. И. Назимову. Для определения дальнейших направлений подготовки реформы учащихся целесообразно познакомить с сутью рескрипта:
      1) «...помещикам сохраняется право собственности на всю землю, но крестьянам оставляется их усадебная оседлость, которую они в течение определенного времени приобретают в свою собственность посредством выкупа»;
      2) «...сверх того, предоставляется в пользование крестьян надлежащее, по местным удобствам, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком количество земли, за которое они или платят оброк, или отбывают работу помещику»;
      3) дворянству было предложено образовать губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян и «устройства и улучшения» их быта;
      4) «крестьяне должны быть распределены на сельские общества, помещикам же предоставляется вотчинная полиция».
      Обсуждение рескрипта можно организовать в виде сравнительного анализа положений рескрипта и указа об отмене крепостного права 1816—1819 гг. в Прибалтике. Главное отличие, которое выделяют учащиеся, состоит в том, что прибалтийские крестьяне были отпущены на волю без земли, в то время как в рескрипте указывается на то, что крестьяне могут получить землю за повинности.
      В 1858 г. рескрипт был доведен до всех губернаторов. В 45 губерниях, где имелись помещичьи крестьяне, образовались «губернские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян».
      В ходе обсуждения предлагавшихся помещиками проектов учащиеся выполняют задание: предположите, какие варианты отмены крепостного права будут удовлетворять помещиков Нечерноземья, степной полосы и черноземных губерний. Учащиеся могут предположить, что заинтересованность в скорейшем освобождении крестьян высказывали помещики Нечерноземья, где быстрее развивались товарные отношения и преобладали хозяйства оброчного типа. Длительный переходный период и выплата оброка или отработка на помещичьей земле в течение этого времени могли удовлетворить интересы помещиков черноземных губерний. Помещики степной полосы были согласны с переходным состоянием, но предлагали этот период сократить.
      Более детально проекты помещиков учащиеся могут рассмотреть на основе позиций А. М. Унковского, М. П. Позена, Ю. Ф. Самарина.

Записка М. П. Позена
(Извлечение)

      ...Основные пункты манифеста должны быть следующие:
      Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности.
      Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какою формою.
      Крестьяне крепки земле, на которой теперь поселены. Из них все, поселенные на собственной земле, пользуются ею на общем владельческом праве — бесплатно; поселенные же на чужих землях обязываются платежом за них оброка, деньгами или работою: в удельных имениях — уделу, в казенных — казне, в помещичьих — помещику...
      На отвод земли, определение годового платежа и оценку работ назначается один общий срок по всему государству.
      До истечения сего срока сохраняются настоящие отношения между помещиками и крестьянами...
      С окончанием отвода и утверждения расценок на землю и работную плату прекращается всякая ответственность со стороны помещиков за уплату податей и за продовольствие крестьян. Земли назначаются и отводятся не отдельно каждому лицу, а целому крестьянскому обществу, которое распределяет участки между своими членами, по мере способов каждого для обработки ее и уплаты за нее, по оценке трудом или деньгами.
      Посему и уплата за землю тем или другим способом лежит тоже на ответственности целого общества.
      Земли отводятся крестьянам в таком количестве, какое признает возможным владелец; но при самом приступе к делу губернские комитеты постановляют минимум наделения на каждую душу. Этот размер наделения обязателен и для помещика, и для крестьянина, из которых первый — должен дать его, а последние — принять; увеличение же этого размера зависит от обоюдного согласия землевладельцев и крестьян...

Проект Ю. Ф. Самарина
(Извлечение)

      ...Очевидно, что окончательная развязка существующих ныне отношений между помещиками и крестьянами требует непременно безусловной отмены обязательной барщины; удержав ее, хотя бы в самом незначительном размере, мы впали бы опять в переходное положение. Барщина действует убийственно на крестьян, балует помещиков, мешает развитию сельского хозяйства — все это неоспоримо, и никто искреннее нас не желает ее упразднения: тем не менее мы думаем, что внезапная и обязательная отмена ее повлекла бы за собою большие неудобства: ибо на первых порах нечем было бы заменить ее. Доселе вольный труд в применении к сельскому хозяйству составлял у нас предмет самого ограниченного запроса; с упразднением барщины немедленно возникнет очень сильное на него требование; но средства к удовлетворению этого требования, то есть свободные руки, не могут явиться в ту ж минуту, по первому зову. Сперва нужно, чтобы спрос огласился в местностях, густо населенных, чтобы тамошние работники удостоверились в верности заработков, ожидающих их в той или другой губернии; наконец — чтоб успели, так сказать, протоптать во все главные пункты постоянного запроса на вольный труд внутренние пути, подобные исстари проложенной и никогда не зарастающей тропе из Пензенской и Курской губерний в Заволжский край, по которой ежегодно движутся многочисленные артели жнецов и косцов. Все это не может сделаться скоро, ибо народные привычки образуются и меняются вообще очень медленно, а у нас в особенности...
      По этим причинам следовало бы, пока не установится само собою равновесие между предложением и запросом на вольный труд — этот почти небывалый у нас товар, — оставить помещику право на несколько обязательных рабочих дней (8 или 10 с тягла) как вспомогательную повинность лет на 10 или 12.

Записка А. М. Унковского
(Извлечение)

      ...При освобождении крестьян с землею, с отделением их совсем от помещика, т. е. и уничтожением всяких взаимных их обязательных отношений, свобода крестьян, даже при большей или меньшей крепости их земле, неоспорима; помещик, получив за крестьян с землею капитальный выкуп деньгами или облигациями, по возможности вознагражден, а исполнение крестьянами обязанностей пред правительством обеспечивается землею, отдаваемою им в собственность. Вот единственное и верное средство освободить крестьян не словом, а делом, не постепенно, а разом, единовременно и повсеместно, не нарушить ничьих прав, не порождая ни с какой стороны неудовольствий и не рискуя будущим России.
      Справедливость требует, чтобы при таком освобождении крестьян помещики были вознаграждены как за землю, отходящую из их владения, так и за самих освобождаемых крестьян...
      ...Ценность всякого населенного имения, состоящего на крепостном праве, заключается не в одной земле, но и в людях, за которых помещик должен быть так же вознагражден, как и за землю, тем более что в некоторых местностях земля без людей не имеет никакой ценности.
      ...Вознаграждение убытков помещиков должно состоять из двух элементов: вознаграждения за людей и выкупа земли, отходящей из их владения, из которых первое должно падать на государство, а второе — на самих освобожденных крестьян. По нашему мнению, это вознаграждение должно быть рассчитано не иначе, как денежный капитал, и выдано помещикам облигациями, приносящими проценты и совершенно обеспеченными. Такая выдача капитала необходима для поддержания помещичьих хозяйств и приспособления их к обработке наемными руками. Поэтому вознаграждение постоянною, ежегодною рентою неудобно; а всякое другое неденежное вознаграждение, как-то: обязательство работы, сельскими производствами и т. п., не может иметь места в настоящем случае и не согласно с понятиями свободы, иначе не будет места свободе, и крепостное право заменяется какою-то вечною кабалою, невыносимою для народа и ничем не обеспечивающею прав землевладельца...

      Задание и вопрос к документам: используя приведенные фрагменты документов, проведите сравнительный анализ позиций помещиков по вопросу отмены крепостного права. Какие формы и методы отмены крепостного права предлагали использовать помещики разных губерний Российской империи?

      3. Деятельность редакционных комиссий учащиеся изучают самостоятельно по учебнику, составляя развернутый план.
      Школьники должны выделить следующие основные даты: март 1859 г. — создание Редакционных комиссий; октябрь 1860 г. — окончание их работы и передача проекта в Главный комитет по крестьянскому делу; январь 1861 г. — проект «Положений» поступил на рассмотрение Государственного совета. Особое внимание следует уделить причинам, по которым сопротивление консервативного большинства в самих комиссиях и Государственном совете было сломлено.
      В заключение учащиеся делают вывод об итогах деятельности Редакционных комиссий. 19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и «Положения» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. «Положения» 19 февраля 1861 г. были компромиссным документом, но крестьянская реформа стала реальностью.
      Домашнее задание: § 69, ответить на вопросы после параграфа. Другим вариантом домашнего задания может стать мини-сочинение по теме «Положение» 19 февраля 1861 г. — отмена крепостного права или его падение?».

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 731 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0