ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 10.12.2019, 00:27
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Конспект урока истории "Движение декабристов"
28.05.2014, 16:51

Цель урока: учащиеся должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность. Учащиеся должны уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов.

Задачи урока:

А.) Учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской площади, его историческое значение; особое внимание уделить причинам поражения восстания.

Б.) Развивать навыки и умения учащихся: внимание, память, воображение, анализировать, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи.

В.) Прививать интерес и уважение к событиям отечественной истории, воспитывать чувство патриотизма.

Содержание урока.

Исторические условия возникновения революционного движения в России в начале XIX в.

Возникновение тайных обществ.

Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г.

Историческое значение движения декабристов и восстания декабристов.

Тип урока: изучение нового материала, на базе использования компьютерной презентации.

Термины и даты: декабристы, Союз спасения (1816-1817 гг.), Союз благоденствия (1818 - 1825 гг.), Северное и Южное общество (1821 - 1825 гг.), 14 декабря 1825 г., Конституция.

Учебник. Данилов, Косулина " История России XIX век. 8 класс.” М. "Просвещение”, 2006г.

Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер, карта " Российская империя начала 18 века”

Эпиграфы:

  • "Отчизне посвятим души прекрасные порывы”.    (А.С.Пушкин)
  • "Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”. (А.И.Герцен)

Ход урока

1. Организационный момент: создание эмоционального настроя.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.

Тема  урока "Движение и выступление декабристов”. (сл. 1). Эпиграфом к уроку я взяла слова А.С.Пушкина "Отчизне посвятим души прекрасные порывы” и А.И.Герцена ""Это какие-то богатыри, кованые воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”.(сл2)

В ходе урока мы будем решать следующие задачи:

  • проследить путь развития движения декабристов
  • сформулировать основные их идеи, программные документы
  • раскрыть гражданский подвиг декабристов и причины, побудившие подняться на восстание

Учащиеся: Записывают тему и один из эпиграфов в тетрадь

Обозначение личностно-значимой проблемы:

Как вы думаете: было ли выступление на Сенатской площади вооруженным восстанием или мирным актом гражданского неповиновения? Почему?

2. Вводная беседа.

Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 г.?

3. Учитель: Брожение в обществе, постоянные ожидания реформ затронули в России первой четверти XIX века широкие слои населения. Но с особой остротой они отразились на просвещенной, молодой, а потому наиболее решительной части российского офицерства. Многие из офицеров прошли великое испытание Отечественной войной 1812 года, победителями вступили в Париж. Большинство из них воспитывалось на идеях французских просветителей. Они с восторгом принимали Великую французскую революцию, свято поклонялись лозунгу "Свобода, Равенство, Братство”. Их взгляды во многом совпадали с настроениями молодого царя Александра I. Они с энтузиазмом встречали каждый конституционный шаг императора и с негодованием осуждали проявление реакционных черт российской жизни в послевоенные годы. Они мечтали о свободной, сильной, просвещенной России, о сокрушении феодально-крепостнической системы и неограниченного самодержавия. Свято верили в законность и справедливость. Верили в свои молодые силы и во имя родины готовы были принести любые жертвы.

Итак, мы обозначили как внутренние, так и внешние предпосылки движения декабристов (сл.3-6).

Предпосылки:

  1. Крепостнический строй.
  2. Война 1812 года.
  3. Политика Александра I. Реакционный внешнеполитический курс.
  4. Влияние идей европейского Просвещения.

Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы. Феномен дворянской революционности во многом объясняется высокими моральными качествами передовой части русского дворянства, а также осознанием того, что понятие чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в его духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом. Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции. Декабристы не опирались на какой-либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа. Это было первое организованное и вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества, (сл7).

Участники декабристского движения:

  1. Первые носители освободительных идей – дворяне.
  2. Высокие моральные качества передовой части дворянства.
  3. Декабристские организации состояли из офицеров.
  4. Элита (не народ)

4. Учитель: Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. С 1816 по январь 1818 года дворяне-офицеры объединяются в организацию "Союз спасения”, он уже становится полулегальным и целью их является ликвидация крепостного права и самодержавия, введение Конституции, своим методом они избирают заговор. С января 1818 года по март 1821 происходит преобразование организации "Союз спасения” в "Союз благоденствия”, он по-прежнему полулегальный, но теперь основной целью является подготовка общественного мнения, члены его ведут активную просветительскую работу и занимаются благотворительностью. Основным же методом они видят революцию.С марта 1821 по 1825 год существует два тайных общества "Южное” и "Северное”,они избирают метод военной революции."Южное общество” было создано на Украине, возглавил его Павел Пестель, программным документом являлась "Русская правда”. Программа Пестеля отличалась тем, что в ней отводилась большая роль государству и ограничению личных свобод: запрещались политические партии и все религии, кроме христианской. Собственность могла быть отнята государством. По мнению Пестеля, после переворота вводилась диктатура на 10-15 лет."Северное общество” было создано в Петербурге, и возглавил его Никита Муравьев, программным документом являлась "Конституция”(сл.9).

  • "Союз спасения” (1816 - 1818) - введение конституции и гражданских свобод, ликвидация крепостничества, ограничение самодержавия.
  • "Южное общество” (1821 - 1825) - уничтожение крепостного права, установление республики, разделение властей, Россия единое унитарное государство.
  • "Союз благоденствия” (1818 - 1821) - введение конституции, ликвидация самодержавия, утверждение конституционной монархии.
  • "Северное общество” (1822 - 1825) - введение конституционной монархии, разделение властей, федеративное устройство страны, ликвидация крепостного права, принятие Конституции.

Вопрос классу: в чём общие особенности программ тайных обществ?

5. Учитель: Осенью 1825 г. в Таганроге внезапно умирает Александр I. У императора не было детей.

Кто должен был наследовать престол?(сл10)

У Павла 1 было три сына: Константин, Николай и Александр. Момент для восстания был подходящий. У Александра I не было детей, царем должен был стать его брат Константин, но он был женат на особе нецарской крови, на польской графине Иоанне Грудзинской, что по закону о престолонаследии лишало его права стать царем. Занимая должность главнокомандующего польской армией, он фактически был наместником царя в Польше, жил в Варшаве и давно отрекся от престола.В запечатанных конвертах в Сенате и Синоде, в Государственном совете в Петербурге и в Москве – в Кремлевском Успенском соборе хранились документы отречения Константина. На пакете, находившемся в Государственном совете, имелась надпись, сделанная Александром I: "Хранить в Государственном совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия в чрезвычайном собрании”. Соответственно наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования держался в тайне от общества, поэтому присяга была принесена Константину.Были отчеканены монеты с его профилем, в магазине продавались его портреты. Но фактически страна жила без царя, создалось междуцарствие и это продолжалось 17 дней до 14 декабря.При таких условиях Николай решил больше не считаться с формальностями. 12 декабря вечером он приказал изготовить манифест о его восшествии на престол; 13 декабря, утром подписал манифест и приказал Сенату 14 декабря, в 7 часов утра присягнуть ему, новому императору Николаю I.Декабристы Батенков и Н. Бестужев в тот же день 13 декабря узнали о новом манифесте и назначении новой присяги – "переприсяги”, как ее называли в народе. Ситуация, кажется, складывается благоприятно для восстания. Переприсяга при живом царе была совершенно не в русском обычае. "Царь от Бога” - это понятие укоренилось в народе еще с допетровских времен. Хороший царь – живи и радуйся, плохой – терпи. Менять одного царя на другого, по своему хотению - не по Божьей воле. И вот живого и здорового Константина собираются менять теперь на Николая.Члены Северного общества знали, что они могут подтолкнуть бессловесных солдат, чтобы они потребовали объяснений. Под именем Константина, законного царя, декабристы надеялись скрыть свои стремления к Конституции, выборам, гласности, аграрной реформе, ко всему, что с их точки зрения невозможно было объяснить солдат Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.

Главными причинами движения декабристов стали: (сл.3)

  1. Война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество.
  2. Заграничные походы русской армии 1813 – 1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств.
  3. Чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения.
  4. Крепостное право, военные поселения.
  5. Революционные события в Западной Европе.

6. Восстание на Сенатской площади.

Учитель: Часть готовых к выступлению войск под командованием А.И.Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. Рылеев настаивал на физическом уничтожении царя, чтобы внести смятение в ряды его сторонников и тем самым обеспечить успех декабристам. Каховский намеревался проникнуть в Зимний дворец и убить Николая. Однако от цареубийства пришлось отказаться. Планировался также захват Петропавловской крепости. Декабристы накануне восстания и спустя много лет считали, что успешный исход восстания был вполне вероятен Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества было влечением сердца каждого из декабристов. Намеченный план осуществить не удалось. Утром 14 декабря Булатов, Каховский и Якубович отказались от своих действий. Декабристам удалось повести за собой только 3 тысячи солдат лейб-гвардии Московского, лейб-гвардии Гренадерского полков и гвардейского морского экипажа. Они собрались на Сенатской площади только к 11 часам. Диктатор Трубецкой не явился на площадь, что дезорганизовало восставших. Императору Николаю I удалось удержать большую часть гарнизона и подтянуть к площади 12 тысяч солдат с артиллерией. Губернатор Петербурга Милорадович пытался уговорить солдат разойтись, но был убит Каховским. Каховский в тюрьме горько сожалел о своем выстреле, а декабрист Трубецкой вспоминал о Милорадовиче как о славном полководце. Не будучи трусом, сам Трубецкой впервые в жизни смалодушничал, что послужило одной из причин провала своего дела. Отсутствие крепкого и грамотного руководства внесло растерянность и дезорганизацию в ряды восставших. ... Николай I выставил против мятежников верные ему войска: 9 тысяч пехотинцев, 3-х-тысячную кавалерию, артиллеристов. Восставшие солдаты, голодные и замерзшие, пассивно ждали, окруженные со всех сторон правительственными частями. Император приказал кавалерии атаковать бунтовщиков. Пушки зарядили картечью. На площади после выстрелов остались убитые и раненые, и военные, и гражданские. Убитых было около 1300 человек (из них 903 – "чернь”). Остальные начали отходить: одни – по Галерной улице, другие по замерзшей Неве. Снаряды взрывали ледяной покров реки, многие тонули. К ночи восстание было разгромлено. Декабристы потерпели поражение. Николай I укрепился в Зимнем дворце, защищенном войсками и несколькими орудийными батареями. Учитель: На юге еще до восстания в Петербурге по доносу был арестован Пестель. Узнав о поражении восстания, руководители Южного общества С.Муравьев-Апостол и М.Бестужев-Рюмин пытались поднять войска 2-ой армии. Однако им удалось повести за собой только один Черниговский полк. С 29 декабря 1825 года полк двигался по Киевской губернии, пытаясь увлечь за собой другие части, но безуспешно. 3 января 1826 года он был настигнут карательным отрядом и разгромлен.

Николай лично вел следствие и суд над декабристами. Всего было арестовано 579 человек, но многие были оправданы еще на следствии. Виновными признали 289, из которых 121 предали суду.Манифест от 1 июня 1826 года учредил Верховный уголовный суд из трех "государственных сословий”: представителей государственного совета, Сената и Синода. Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности. Пятерых самых опасных преступников – Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева-Апостола, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского – приговорили к мучительной смертной казни – четвертованием. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменил на повешение. Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. У каждого осужденного на груди висела доска с надписью "Цареубийца”.На разные сроки каторги осудили 100 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые. Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, сломали на их головами шпаги. Такой же процедуре подвергли моряков на флагманском корабле в Кронштадте, их эполеты и мундиры бросили за борт. Тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 человек прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами. Немалое число солдат попало в действующую армию на Кавказ .В июне 1826 года осужденных начали отправлять на каторгу в Сибирь. Один день надежды был опечален десятилетиями страданий Декабристы в Сибири. Какими юными они уезжали в Сибирь! Те немногие, кому суждено было вернуться, возвращались в Россию седыми стариками.

7. Итог урока. (5 минут)

Восстание декабристов потерпело поражение. К причинам поражения можно отнести :

  • Узкая социальная база, ориентация на военную революцию и заговор.
  • Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.
  • Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших, "скованных” понятиями дворянской чести.
  • Неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества.
  • Культурная отсталость крестьянства и рядового состава армии (сл. 11)

Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить все усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела. Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов и других.(сл. 12)

Значение восстания декабристов:

  1. Началась борьба с крепостным правом и самодержавием.
  2. Первое крупное оппозиционное политическое выступление XIX века
  3. Оказало огромное влияние на развитие русской культуры.
  4. Вдохновили последующих борцов за свободу.

В своем предсмертном письме родным руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель написал слова, созвучные, на мой взгляд, сердцам всех декабристов: "...я страстно люблю мое отечество, я желал его счастья с энтузиазмом, я искал этого счастья...”

8. Выполнение тестового задания

9. Домашнее задание: параграф 8, сочинение-размышление по вопросу:

"Как вы думаете: было ли выступление на Сенатской площади вооруженным восстанием или мирным актом гражданского неповиновения? Почему?”

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: урок истории, учителю истории, открытый урок истории, поурочные планы уроков истории, Педсовет, конспект урока истории, история в школе
Просмотров: 1177 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0