ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 19.10.2017, 04:57
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [26]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Интегрированный урок в 10 классе «Норманнская теория»
22.01.2015, 11:46

Цели: расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес к изучению истории и литературы, обратить внимание на норманнскую теорию (ее истоки и развитие).

Задачи: совершенствовать монологическую и диалогическую речь, умение отстаивать и аргументировать собственное мнение, использовать сравнительный анализ и обобщать.

На доске цитата: «Велика земля наша и обильна, но порядка в ней нет. Придите в ней княжить и владеть нами».

Карта «Древнерусское государство (Киевская Русь в IХ-ХI вв.)».

Схема «Древняя Русь - Русь удельная - Московская Русь».

Ход урока

Учитель истории: Сегодня у нас необычный урок. Он будет проходить в форме дебатов. Основной вопрос: «Норманнская теория». В VI-VIII вв. у восточных славян сформировались племенные союзы и зачатки государственности. В IХ в. образовалось древнерусское государство с центром в Киеве.

Русская летопись «Повесть временных лет» рассказывает следующее. В лето 6370 (от сотворения мира), 862 г. (от Рождества Христова), новгородцы (словене), кривичи, чудь, меря восстали и изгнали варягов за море. Но среди победителей начались распри. Они пришли к варягам и сказали: «Велика земля наша и обильна, но порядка в ней нет. Придите в ней княжить и владеть нами». По этому призыву в Новгород пришел и стал княжить варяжский князь Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил родич Рюрика Олег. В 882 г. Олег прошел по пути «из варяг в греки», из Новгорода в Киев, убил местных князей Аскольда и Дира и объединил под своей властью большинство земель восточных славян и два крупнейших города-центра: Киев и Новгород.

Этот летописный рассказ послужил основанием норманнской теории. Она была сформулирована в ХVIII в. немецкими учеными Байером, Шлецером и Миллером. Согласно этой теории, древнерусское государство было создано варягами (скандинавами, норманнами). За 200 лет существования норманнская теория обрела свою историю, а в ХVIII веке появился первый ее противник - Михаил Васильевич Ломоносов.

Учитель литературы: Да, еще в ХVIII в. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. Всю культуру Киевской Руси норманнисты приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории.

Как каждый человек помнит и знает свою биографию, так и каждый народ должен знать свою историю. В преданиях, легендах, песнях, былинах сохранялись и передавались из поколения в поколение сведения и воспоминания о прошлом. В древней литературе для этого служила летопись - системная, из года в год ведущаяся хроника. Родилась она в значительной мере на основе исторического эпоса. Как литературный жанр летопись, видимо, возникает в середине ХI в. Самая, пожалуй, известная в древнерусской литературе летопись получила название «Повесть временных лет». Считают, что создал ее монах Киево-Печерской лавры Нестор. «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть», - так начинается повесть. Свое повествование автор начинает от сотворения мира, т.к. ему важно определить место славян и Руси во всемирной истории. Затем следует обработанная Нестором легенда об основании Киева, о призвании варягов на Русь. Этим заканчивается вводная часть «Повести...». «Повесть временных лет», как памятник древнерусской литературы, пронизана единой патриотической идеей: русский народ представлен как равный среди других христианских народов, с гордостью вспоминается о славном прошлом - о доблестях князей-язычников, благочестии и мудрости князей-христиан. Летописцы говорят от лица всей Руси, поднимаясь над мелочными феодальными спорами, решительно осуждая распри, с болью и тревогой описывая бедствия, приносимые набегами кочевников. Словом, «Повесть временных лет» - это не просто историческое описание первых веков существования Руси, это рассказ о начале русской государственности, о том, что в грядущем сулит могущество и славу русичам.

Учитель истории: Итак, норманнская теория, исходящая из возможности «научить государству», часто становилась знаменем идеологической и политической борьбы. Иногда норманнская теория вместе с ее критикой выглядит излишне политизированным искусственным умонастроением. Теоретические споры ярых норманнистов и антинорманнистов не имеют большого научного значения, будучи крайними точками зрения:

норманнисты преувеличивают роль норманнов в образовании Русского государства;

антинорманнисты преуменьшают или вовсе отрицают эту роль.

А все же, какова роль варягов в истории Руси?

Сегодня на уроке мы и рассмотрим этот вопрос. В дебатах участвуют две команды. Одна команда утверждает, что норманны образовали Русское государство, назовем их «Норманны». Другая команда опровергает норманнскую историю - это «Антинорманны». От каждой команды выступают по три спикера. У1, У2, У3 - спикеры утверждающей стороны, которые доказывают, что норманны образовали русское государство.

О1, О2, О3 - спикеры отрицающей стороны - утверждают, что славяне сами образовали русское государство.

Дебаты

Спикер

У1

Аделина Антропова: Норманнская теория - это направление в российской и зарубежной истории, сторонники которого считали норманнов основателями государства в Древней Руси. Теория сформулирована в ХVIII в. Немецкие историки И.Г.Байер и Г.Ф.Миллер, работавшие в Российской академии наук, найдя в летописях рассказ о призвании варягов, заявили в своих диссертациях, что слово «русь» - название варяжского племени, которое пришло с Рюриком. Они предположили, что древнерусское государство было создано норманнами. Эти ученые считали, что славяне в IХ-Х вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела. Государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение.

О3 к У1

Тарон Игитханян: Во второй половине ХХ в. установлено, что уровень социально-экономического развития восточнославянских земель был не ниже скандинавских. Вопрос: почему были призваны именно варяги?

Ответ. В это время славяне вели многочисленные войны, отражая набеги кочевников. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, но нужна была некая третья сила, которая помогла бы разобраться в конфликтах. Варяги были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати.

О1

Вероника Григорьева: Приглашение варягов имело место, но только в качестве воинов-наемников, своих порядков они не устанавливали, поэтому призвание варягов не могло стать началом русской государственности, т.к. это результат длительного внутреннего развития общества, и оно не может быть привнесено извне. Название «Русь» произошло от названия реки Рось, по берегам которой жили славяне. В ХVI в. славяне активно торговали с греками и Западной Европой, что говорит о наличии торговых путей, которые могли существовать только при наличии определенного государственного строя.

У3 к О1

Аня Ткаченко: Вопрос: Варяги были призваны на Русь, значит, сами русичи не справлялись с возникающими проблемами?

Ответ. Менталитет викингов не способствовал развитию государства у них. Сильные и бесстрашные воины, они предпочитали промышлять набегами даже тогда, когда была возможность торговать. Следовательно, варяги, пришедшие на Русь, не имели понятия о том, что такое государство.

У2

Константин Файзуллин: Считается, что слово «русь» - норманнского происхождения, так называли варягов - викингов, так называли варяжское племя, которое пришло с Рюриком. Славяне слыли ленивыми, недисциплинированными, поэтому не могли создать государство, а варяги остались в истории как основатели государства.

О1 к У2

Вероника Григорьева: Вопрос: Рюрик был норманном, значит, все Рюрики норманны. Почему же тогда назвали не Норманнским, а Русским государством?

Ответ. Потому что варяги были призваны на Русь, так была названа она по территориальному признаку.

О2

Алена Некрасова: Не стоит отрицать факт призвания варяг, они, несомненно, были на Руси. Рюрик и Олег - варяжские князья, но это доказывает только варяжское происхождение княжеской династии. А вот летописные братья Рюрика Синеус и Трувор - герои вымышленные. В переводе с древнешведского «сине хус трувор» означает не имена братьев, а пришел с «домом и дружиною», то есть это всего лишь ошибка летописца.

У1 к О2

Аделина Антропова: Вопрос: Государство рождается в борьбе. Значит ли, что государство возможно только при помощи силы?

Ответ. Государство рождается в борьбе, острой и кровопролитной. Новгородцы тогда пытались покорить кривичей и чудь, варяги же специализировались на оказании военных услуг. Но этими рамками Рюрик не ограничился, опираясь на свою дружину, после смерти Гостомысла он совершил государственный переворот. Расправившись, как свидетельствует летопись, с Вадимом Храбрым, вероятно, славянским вождем, он захватил власть в Новгороде. В представлении древних народов право на власть доказывалась фактом ее завоевания; считалось, что боги покровительствуют сильнейшему. Поэтому новгородцы подчинились Рюрику, и он стал родоначальником русской княжеской династии.

У3

Аня Ткаченко: Государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Именно норманны являются основателями государства в Древней Руси. Немецкие ученые считали, что славяне были неспособны к созданию государства. В ХIХ в. норманнская теория стала частью государственной теории официальной народности. Эта теория народности была рождена Карамзиным и окончательно сформулирована графом Уваровым и стояла на трех китах: православие, самодержавие, народность. Летописная история с Рюриком стала использоваться как символ давней преданности русских к самодержавию. Кто как не варяги могли создать государство?

О3

Тарон Игитханян: Норманнисты утверждают, что у древних славян не было государства, они не могли его создать. Но это недостоверно, славянам были известны функции князя, у них существовало вече, решавшее все важные вопросы, и союз племен в переводе на современный язык можно назвать конфедерацией. Славяне активно торговали с греками и Западной Европой, что говорит о наличии торговых путей, которые возможны только при определенном государственном строе. Варяги, пришедшие на Русь, не имели понятия, что такое государство. Версия о том, что с приходом Рюрика междоусобицы прекратились, не существенна: война с князем Владимиром, походы Олега против древлян и радимичей.

А слово «руотси» или «рутси», которым называли варягов, не имеет этнического смысла, оно всего лишь обозначает понятие «рать, войско».

Таким образом, можно сделать вывод, что Рюрик имел под ногами «твердую почву» - основы государства существовали у древних славян. Следовательно, ничего нового он не принес.

Выводы:

1. Древнерусское государство складывалось на добровольной основе общественного договора между восточнославянскими племенами и пришлыми князьями.

2. Князья-варяги приглашались на Русь как воины-наемники. Они не вносили своих порядков.

3. Призвание варягов не могло стать началом русской государственности, это результат длительного внутреннего развития общества, и оно не может быть привнесено извне.

4. Варяги не оказали существенного влияния на развитие русской культуры.

В энциклопедическом словаре слово «варяг» трактуется так: «в русских источниках - скандинавы, полулегендарные, наемные дружинники русских князей в IХ-ХI веках и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 504 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск










» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0