Цели уроков: характеристика общественных движений 60—70-х гг. XIX в.; анализ сущности экстремизма в российском обществе изучаемого периода.
Основные даты и события
1863—1864 гг. — восстание в Польше.
Весна — лето 1874 г. — «хождение в народ».
1876 г. — создание «Земли и воли».
1879 г. — раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел».
1 марта 1881 г. — убийство Александра II народовольцами.
Термины и понятия уроков
Либерализм — идейное
и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в
XVII—XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических,
экономических свобод. Истоки либерализма — в концепциях Дж. Локка,
физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др., направленных против
абсолютизма и феодальной регламентации.
Народничество — идеология
и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине XIX —
начале XX в. Представляла собой разновидность утопического социализма,
была господствующей в российском революционном движении 60-х — начала
80-х гг. XIX в. Либеральное направление в народничестве стало
преобладающим в 80—90-е гг. XIX в.
Прокламации (от лат. proclamatio — провозглашение) — воззвания, обращения в форме листовки.
Разночинцы — люди
разного чина и звания в России конца XVIII—XIX в. Межсословная категория
населения, выходцы из разных сословий (духовенства, купечества,
мещанства, мелких чиновников и т. п.), юридически не оформленная
категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом.
Оборудование уроков: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
Персоналии: М. А. Бакунин,
П. Г. Заичневский, В. И. Засулич, П. А. Кропоткин, П. Л. Лавров,
М. А. Натансон, С. Л. Перовская, Г. В. Плеханов, К. П. Победоносцев,
Н. А. Серно-Соловьевич, П. Н. Ткачев, Д. А. Толстой, Н. В. Чайковский.
Первый вариант урока.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, доклады и презентации к ним, подготовленные учащимися.
Урок, посвященный теме общественного движения в России в изучаемый
период, целесообразно провести в форме конференции. Учащиеся выступают
на ней с заранее подготовленными докладами.
Темы докладов
1. Революционеры-«шестидесятники».
2. Идейные течения в народничестве.
3. Революционное народничество.
4. «Хождение в народ»: достижения и просчеты.
5. Российский либерализм второй половины XIX в.
6. М. А. Бакунин — идеолог русского анархизма.
7. Проект М. Т. Лорис-Меликова: конституция или реорганизация аппарата управления?
8. Александр II: судьба реформатора.
Необходимо напомнить учащимся, что выступление на
конференции предполагает анализ различных точек зрения ученых-историков
по выбранной проблеме. По ходу выступлений формулируются основные тезисы
конференции. Они могут быть подготовлены выступающими заранее, тогда их
желательно продемонстрировать классу на экране или оформить в
напечатанном виде и раздать учащимся в завершение конференции.
Второй вариант урока. Лекция
учителя, сочетающаяся с лабораторной работой учащихся с текстами
документов. В случае выбора такой формы урока учителю следует
остановиться на следующих существенных моментах темы: причины
радикализации революционного движения в России, специфика и особенности
такого явления в общественном движении, как народничество, эволюция
взглядов народников, позиции российских либералов и консерваторов по
отношению к проводимым в стране реформам, судьба Александра II и причины
свертывания его преобразований.
В ходе урока на основе материалов учебника учащиеся составляют таблицу.
Три течения в революционном народничестве
Позиции для сравнения |
Пропагандистское |
Бунтарское |
Заговорщическое |
Представители |
П. Л. Лавров |
М. А. Бакунин |
П. Н. Ткачев |
Основные идеи |
Необходима социальная революция.
Революция должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа.
Насилие в революции должно быть сведено к минимуму
|
Все современные государства
построены на подавлении человека. Никакие реформы не изменят их
антигуманной сущности. Их надо смести революционным путем.
Самой действенной формой подготовки народа к революции
является «пропаганда фактами»: организация непрерывных бунтов,
восстаний, волнений
|
Ближайшая цель социалистов
должна состоять в создании хорошо законспирированной, дисциплинированной
революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна
захватить власть |
Кроме того, школьники проводят сравнительный анализ
взглядов членов народнических организаций «Черный передел» и «Народная
воля». Результаты работы также можно оформить в виде таблицы.
Основные взгляды народников в 80-е гг. XIX в.
Позиции для сравнения |
«Черный передел» |
«Народная воля» |
Задачи организации |
Подготовка народной социалистической революции |
Организация политического переворота и захвата власти, предшествующих социалистической революции |
Методы борьбы |
Пропаганда среди крестьян и рабочих |
Запугивание и дезорганизация власти путем индивидуального террора |
Для заполнения таблицы учитель может предложить учащимся
воспользоваться документом, приведенным после § 77, и материалами CD.
Обсуждение документа проводится по предложенным авторами учебника
вопросам.
Особое внимание школьников в ходе урока учитель должен
обратить на сущность экстремизма в российском обществе в изучаемый
период. В первую очередь истоки экстремизма следует искать в
незавершенности реформ 60—70-х гг. XIX в., а также в особенностях социального облика России того времени (разночинцы).
Домашнее задание: при обоих вариантах проведения урока учащимся предлагается изучить § 76—77 и ответить на вопросы после указанных параграфов. |