ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 15.12.2019, 18:24
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Бинарный урок истории в 10 классе "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г."
22.08.2014, 16:57

      Цели уроков: анализ причин Отечественной войны 1812 г.; характеристика планов сторон в начале войны; оценка значения Бородинского сражения, анализ причин победы России в войне; оценка решений Венского конгресса.

      Основные даты и события
      12 июня 1812 г. — начало Отечественной войны.
      6 августа 1812 г. — сражение под Смоленском.
      26 августа 1812 г. — Бородинское сражение.
      2 сентября 1812 г. — вступление Наполеона в Москву.
      12 октября 1812 г. — сражение под Малоярославцем.
      14 декабря 1812 г. — изгнание остатков французских войск из России.
      47 октября 1813 г. — сражение под Лейпцигом.
      18 марта 1814 г. — вступление союзных войск в Париж.
      18141815 гг. — Венский конгресс. Создание Священного союза монархов России, Австрии, Польши.

      Термины и понятия уроков
      Восточный вопрос — принятое в дипломатии и в исторической литературе обозначение международных противоречий в XVIII — начале XX в., связанных с наметившимся распадом Османской империи, в связи с чем возник комплекс политических проблем: отношения России с великими европейскими державами по поводу господства Турции на Балканах и в Леванте; политика в отношении «контактных зон» — мест соприкосновения Османской империи с собственными территориями или колониальными владениями великих держав; право России на покровительство православным подданным Турции; отношение русского правительства и правительств великих держав к различным национальным и религиозным движениям в Османской империи.
      Ополчение — военные формирования, создававшиеся во время войны в древности и Средние века (из свободных крестьян, дворян, горожан и др.). В России в период вражеских нашествий созывалось так называемое земское, или государственное, ополчение.
      Партизанское движение — вооруженная борьба, которая ведется на территории, занятой противником. В партизанском движении нередко принимают участие части регулярных войск, действующие в тылу врага.
      Персоналии: П. И. Багратион, М. Б. Барклай де Толли, П. X. Витгенштейн, Л.-Н. Даву, Д. В. Давыдов, А. П. Ермолов, В. Кожина, И. Мюрат, Наполеон I Бонапарт, М. И. Платов, Н. Н. Раевский, Ф. В. Ростопчин, А. Н. Сеславин, А. П. Тормасов, Н. А. Тучков, А. С. Фигнер, Е. В. Четвертаков (Четвертак), П. В. Чичагов.
      Оборудование уроков: карты «Отечественная война 1812 г.», «Заграничный поход русской армии 1813—1815 гг.».
      План изучения нового материала: 1. Причины Отечественной войны 1812 г. Вторжение в Россию наполеоновских войск. 2. Ход войны. Бородинское сражение и московский пожар. 3. Партизанская война. 4. Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии. 5. Историческое значение Отечественной войны 1812 г. 6. Заграничный поход русской армии.
      1. В начале урока учитель предлагает учащимся на основе составленной на предыдущем уроке реконструкции международной обстановки выделить причины Отечественной войны 1812 г. По итогам обсуждения могут быть выдвинуты следующие причины:
      1) континентальная блокада Англии и ее последствия для России;
      2) тревога Александра I по поводу безостановочной экспансии Франции;
      3) польский вопрос.
      Учитель дополняет эти причины, знакомя учащихся с мнением историков по этому вопросу. Вниманию школьников может быть предложена точка зрения Н. А. Троицкого:
      1) столкновение претензий Наполеона на мировое господство с такими же, но меньшего, европейского масштаба претензиями Александра I ;
      2) конфликт из-за континентальной блокады.
      В качестве дополнительных причин могут быть названы следующие:
      1) Россия не оказала Франции необходимую поддержку в ходе франко-австрийской войны 1809 г.;
      2) неудачное сватовство Наполеона к сестре Александра I ;
      3) «Ольденбургское дело» (сестра Александра I была замужем за герцогом Ольденбургским, герцогство которого Наполеон объявил территорией Франции, что было своего рода пощечиной Александру).
      В 1810 г. Наполеон заявил: «Через 5 лет я буду господином мира. Остается одна Россия, но я раздавлю ее».
      2. Учитель предлагает учащимся проанализировать силы и планы сторон. Общая численность войск Наполеона накануне вторжения составляла более 1 млн человек, в Германии и Польше насчитывалось более 600 тыс. человек. Наполеон отзывался о своей армии следующим образом: «Моя армия составлена так, что одно движение вперед поддерживает ее. Во главе ее можно идти вперед, но не останавливаться и не отступать; это армия наступления, а не защиты». Россия могла противопоставить армии Наполеона армию численностью чуть более 500 тыс. человек.
      Планы сторон могут быть отражены в таблице.

Франция

Россия

Вклиниться между 1-й и 2-й русскими армиями и, не допустив их соединения, разгромить поодиночке в генеральных сражениях как можно ближе к границе

План к началу войны не был окончательно разработан. Предполагалось задержать армию Наполеона силами 1-й армии (главнокомандующий — М. Б. Барклай де Толли), опиравшимися на укрепленные позиции на берегу реки Дрисса (Дрисский лагерь), и ударить во фланг силами 2-й армии (главнокомандующий — П. И. Багратион)

      Ход и основные сражения войны можно рассмотреть, организовав работу учащихся в группах.
      Задания группе 1: 1. Определить характер Отечественной войны 1812 г., подтвердив свои выводы фактами. 2. Дать оценку стратегии ведения войны, избранной М. Барклаем де Толли.

Приказ Александра I по русской армии

Вильно, 13 (25)  июня 1812 г.

      Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, Всемогущего Творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян.

      Задания группе 2 (эти задания могут быть предложены нескольким группам одновременно): 1. Составьте несколько вариантов развернутого плана рассказа о Бородинском сражении, отличающихся друг от друга главной идеей (анализ морального состояния противоборствующих сторон и их боевой подготовки; подробное изложение хода сражения; военное искусство русских и французских полководцев и др.). 2. Кто, на ваш взгляд, победил в этом сражении? При ответе используйте документ. 3. Какую оценку итогам Бородинского сражения дает М. И. Кутузов?

Из донесения М. И. Кутузова Александру I о сражении при Бородино

27 августа (8 сентября) 1812 г.

      ...Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левой наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганскую батарею... овладел он батареею, с коей однакож генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий...
      ...Правой и левой фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую... Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила.
      Таким образом, войска наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.
      Я, заметя большую убыль и расстройство в баталионах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую.
      По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показанию пленных неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала, множество штаб- и обер-офицеров и за 40 тыс. рядовых; с нашей стороны потеря состоит до 25 тыс. человек, в числе коих 13 генералов убитых и раненых.
      Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое отечество.

      Задания группе 3: 1. Выскажите свое отношение к решению М. И. Кутузова оставить Москву. 2. Прочитайте документ после § 57 и ответьте на вопросы к нему. 3. Выскажите свое мнение по поводу действий генерал-губернатора Москвы Ф. В. Ростопчина. Справедливо ли, на ваш взгляд, его обвиняли в организации поджога Москвы?

Из «Записок» А.  П.  Ермолова о совещании в Филях

1 сентября 1812  г.

      В селении Фили, в своей квартире, принял князь Кутузов собравшихся генералов... Военный министр [Барклай де Толли] начал объяснение настоящего положения дел следующим образом: «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но такой же потерпели урон, как при Бородине, то не будем в состоянии защищать столько обширного города. Потеря Москвы будет чувствительною для государя, но не будет внезапным для него происшествием, к окончанию войны его не наклонит и решительная воля его продолжать ее с твердостию. Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны жестокой, разорительной; но сберегши армию, еще не уничтожаются надежды отечества, и война, единое средство к спасению, может продолжаться с удобством. Успеют присоединиться, в разных местах за Москвою приуготовляемые, войска; туда же <за> благовременно перемещены все рекрутские депо. В Казани учрежден вновь литейный завод; основан новый ружейный завод Киевский; в Туле оканчиваются ружья из остатков прежнего металла. Киевский арсенал вывезен; порох, изготовленный в заводах, переделан в артиллерийские снаряды и патроны и отправлен внутрь России».

      Задания группе 4: 1. Дайте оценку роли партизанского движения в ходе войны 1812 г. 2. Подготовьте сообщение о героях партизанской войны (по выбору).

Дневник партизанских действий Д. В. Давыдова
(Извлечение)

      ...Получа пятьдесят гусаров и вместо ста пятидесяти — восемьдесят казаков и взяв с собою Ахтырского гусарского полка штабс-ротмистра Бедрягу 3-го, поручиков Бекетова и Макарова, и с казацкой командой... я выступил...
      Общее и добровольное ополчение поселян преграждало путь нам. В каждом селении ворота были заперты; при них стояли стар и млад с вилами, копьями, топорами и некоторые из них с огнестрельным оружием. К каждому селению один из нас принужден был подъезжать и говорить жителям, что мы русские, что мы пришли на помощь к ним и на защиту православной церкви. Часто ответом нам был выстрел, или пущенный с размаха топор, от ударов коих судьба спасла нас... Сколько раз я спрашивал жителей по заключении нами мира: «Отчего вы полагали нас французами?» Каждый раз отвечали они мне: «Да вишь, родимый (показывая на гусарский ментик), это, бают, на их одежу схожо». — «Да разве я не русским языком говорю?» — «Да ведь у них всякого сбора люди!»... Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена Св. Анны повесил образ Св. Николая и заговорил с ними языком народным.

      Задания группе 5: 1. Составьте сравнительную таблицу «Изменение соотношения сил французской и русской армий в сентябре 1812 г.». 2. Составьте схему отступления французских войск из России. 3. Объясните, почему М. И. Кутузов после сражения под Малоярославцем не хотел давать новых крупных сражений.

Из обращения М. И. Кутузова к армии о начале изгнания Наполеона из России

19 (31)  октября 1812  г.

      ...Наполеон, не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужасной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию, видя в каждом жителе воина, общую непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стоять за любезное отечество, постигнув, наконец, всю суетность дерзкой его мысли: одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял поспешное отступление вспять. Теперь мы преследуем силы его, когда в то же время другие наши армии снова заняли край Литовский и будут содействовать нам к конечному истреблению врага, дерзнувшего угрожать России. В бегстве своем оставляет он обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища, из храмов Божьих похищенные. Уже Наполеон слышит ропот в рядах своего воинства, уже начались побеги, голод и беспорядки всякого рода.
      Воины! Потщимся выполнить сие, и Россия будет нами довольна и прочный мир водворится в неизмеримых ее пределах.

      Задания группе 6: 1. Определите историческое значение войны 1812 г. 2. Назовите причины победы России в войне.
      Задания группе 7: 1. Составьте сравнительную таблицу, в которой будут отражены взгляды Александра I и М. И. Кутузова на продолжение войны с Наполеоном. 2. На основе составленной таблицы определите, какая из точек зрения — Кутузова или Александра I — по вопросу о продолжении войны с Наполеоном после изгнания его армии из России кажется вам предпочтительнее?
      Задания группе 8: 1. Назовите причины победы России в войне 1812 г. 2. Перечислите решения Венского конгресса. Дайте им оценку. 3. Определите роль России в международных отношениях после победы над Наполеоном.
      Подводя итоги урока, учитель предлагает учащимся определить значение победы стран Европы над Наполеоном.
      Домашнее задание: § 57—58, прочитать документ после § 58 и ответить на вопросы к нему.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 1535 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0