ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 13.12.2019, 18:35
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Бинарный урок истории в 10 классе "ОТ БУЛАВИНА ДО ПУГАЧЕВА"
22.08.2014, 17:26

      Цели уроков: анализ общих причин восстаний XVIII в., сходных причин их поражений; сравнительная характеристика восстаний XVIII в. и народных выступлений XVII в.

      Основные даты и события
      17071708 гг. — восстание под руководством К. А. Булавина.
      17731775 гг. — восстание под руководством Е. И. Пугачева.
      1775 г. — ликвидирована Запорожская Сечь.

      Термины и понятия уроков
      Булавинское восстание крестьянско-казацкое восстание 1707—1708 гг. на Дону, Левобережной и Слободской Украине и в Среднем Поволжье под руководством К. А. Булавина.
      Крестьянская война война 1773—1775 гг. в России, охватила Приуралье, Зауралье, Среднее и Нижнее Поволжье. Возглавлялась Е. И. Пугачевым, И. Н. Белобородовым, И. Н. Чикой-Зарубиным, М. Шигаевым, Хлопушей (А. Соколов) и др. Участвовали яицкие казаки, крепостные крестьяне, работный люд уральских заводов и народы Поволжья, преимущественно башкиры во главе с Салаватом Юлаевым, Кинзей Арслановым. Пугачев называл себя царем Петром Федоровичем, объявил народу вечную волю, жаловал землю, призывал к истреблению помещиков.
      Персоналии: К. А. Булавин, Е. И. Пугачев.
      Оборудование уроков: карта «Россия во второй половине XVIII в.»; CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.»; CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей»; фрагменты фильма «Емельян Пугачев» (режиссер А. А. Салтыков).
      План изучения нового материала: 1. Сравнительная характеристика восстаний XVIII в. 2. Анализ причин поражения восстаний.
       1. Во вводном слове учитель отмечает, что понятие «крестьянская война» было впервые введено в немецкой историографии XIX в. в связи с исследованиями событий 1525—1526 гг. в Германии. Впоследствии этим термином стали именовать многие крупные движения раннего Нового времени, в том числе Жакерию во Франции, восстание Уотта Тайлера в Англии, движение таборитов в Чехии и др.
      В истории России, по мнению исследователей, было четыре крестьянские войны. Учитель предлагает учащимся определить отличительные признаки крестьянских войн. Традиционно выделяют следующие:
      1) охват большой территории и больших масс людей;
      2) вооруженное восстание;
      3) наличие плана и программы выступления.
      2. Сравнительную характеристику выступлений начала и конца XVIII в. учащиеся проводят самостоятельно и заполняют таблицу.     

Вопросы для сравнения

Восстание
К. А. Булавина
(1707—1708)

Война Е. И. Пугачева
(1773—1775)

Предпосылки

Усиление помещичьего гнета.
Северная война. Рекрутские наборы (1705)

Чумной бунт 1771 г.
Усиление помещичьего гнета.
Русско-турецкая война 1768—1774 гг.

Правитель страны

Петр I

Екатерина II

Руководитель восстания

К. А. Булавин

Е. И. Пугачев

Территория, охваченная восстанием

Юг России от Дона до Воронежа

От Прикаспия до Нижнего Новгорода, от Дона до Зауралья

Движущие силы

Крепостные крестьяне, казаки, посадские люди

Крепостные крестьяне, мастеровые, работные люди, приписные крестьяне, казаки

Цели восставших

Самоуправление, жизнь по образцу казацкой вольницы

Отмена крепостного права, отмена приписки к заводам, возвращение захваченных заводчиками и помещиками земель, возвращение старых казацких вольностей, отмена дворянских и государственных монополий, свобода торгово-промышленной деятельности, прекращение преследования старообрядцев, уничтожение государственных налогов и повинностей

Ход (этапы) движения

1707 г.
1) ликвидация Булавиным с казацким отрядом военного отряда, искавшего беглых, борьба с казацкой верхушкой;
2) захват Царицына, Черкасска, осада Саратова, Азова. Булавин — атаман Дона
1708 г.
1) заговор казацкой верхушки, Булавин убит;
2) подавление восстания на Дону
1709 г. — подавление остатков восстания

1773 — март 1774 г. — осада Яицкого городка; продвижение к Оренбургу; объединение с Салаватом Юлаевым
Март 1774 г. — июль 1774 г. — поражение под Татищевой крепостью; отступление на Урал; восстановление сил, взятие и потеря Казани
Июль 1774—1775 г. — отступление Пугачева по Волге к Дону; попытка взять Царицын; сдан властям предателями; Пугачев, сподвижники и участники казнены или сосланы

Причины поражения

Стихийность, локальность, превосходство регулярной армии

Стихийность, разрозненный характер действий, неоднородность социального состава, наивный монархизм, отсутствие ясной программы и целей, превосходство сил регулярной армии

Последствия

Усиление крепостного права. Приписка крестьян к заводам

Проведение реформ по централизации власти, унификации органов управления в центре и на местах. Законодательное закрепление сословных прав населения

      Для составления таблицы учащиеся могут использовать выдержки из манифестов Е. И. Пугачева, приведенные ниже.

Манифест Е. И. Пугачева яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованьем и хлебным провиантом

1773 г., сентября 17

      Самодержавнаго амператора, нашего великаго государя Петра Федаравича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.
      Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будити мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И каторые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, винъныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и емлею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтътам.
      Я, велики государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.

Манифест Е. И. Пугачева помещичьим крестьянам о пожаловании их вольностию, землями и освобождением от подушной подати

1774 г., июля 31

      Божиею милостию мы, Петр трети, император и самодержец всероссийский: и протчая, и протчая, и протчая.
      Обевляется во всенародное известие.
      Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностию и свободою и вечно козаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и свобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягогдениев... А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих помест(иях) и водчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступить равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатця будет.

       Анализ таблицы учащиеся проводят в форме ответов на вопросы 1—6 после параграфа.
      В завершение урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: рост социальной напряженности в стране, обострение сословных противоречий достигли своего пика при Екатерине II. Это не случайно, поскольку именно время Екатерины названо «золотым веком дворянства». Все восстания начинались на окраинах страны и лишь потом распространялись на центральные районы.

      Домашнее задание: § 52, ответить на вопрос 6 после параграфа.

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 2092 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0