ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 07.12.2019, 04:21
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ИСТОРИЯ

Бинарный урок истории "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 60—70-х гг. XIX в."
21.08.2014, 15:05

      Цели уроков: раскрытие целей, основного содержания и результатов реформ 60—70-х гг. XIX в.; анализ реформ с целью подтверждения тезиса о закономерности становления и развития капитализма в России.

      Основные даты и события
      1863 г. — принятие либерального университетского устава, начало реформы в сфере образования.
      1864 г. — начало земской реформы.
      Июль 1864 г. — принятие нового устава начальных школ.
      Ноябрь 1864 г. — принятие нового устава гимназий.
      Ноябрь 1864 г. — начало судебной реформы.
      1865 г. — реформа в области цензуры.
      1870 г. — реформа городского управления.
      1874 г. — военная реформа.

      Термины и понятия уроков
      Всеобщая воинская повинность  — установленная законом обязанность населения (обычно с 18 лет) нести военную службу в вооруженных силах своей страны.
      Гласные — выборные члены земских собраний и городских дум в России со второй половины XIX в.
      Городская управа в России в 1870—1917 гг. исполнительный орган городского самоуправления. Избиралась городской думой, возглавлялась городским головой.
      Земская управа — исполнительный орган земства в России (председатель, 2—3 члена); избиралась на земских собраниях на 3 года.
      Земство выборный орган местного самоуправления в Российской империи. Введено земской реформой 1864 г. Распорядительные органы земства — губернские и уездные земские собрания (председатель — губернский или уездный предводитель дворянства). Депутаты (гласные) избирались по 3 куриям (уездных землевладельцев, владельцев городской недвижимости и представителей сельских обществ). Исполнительные органы — губернские и уездные управы. Земства ведали народным образованием, здравоохранением, строительством почт и дорог, проводили статистические исследования, содействовали развитию крестьянского хозяйства (агрономическая служба, кассы сельскохозяйственного кредита, склады машин, посевного материала), кустарных промыслов и др. Для выполнения своих функций земства получили право облагать налогами население и нанимать служащих.
      Курия совокупность лиц, принадлежащих к той или иной группе избирателей, выделенной по национальным, религиозным, имущественным и другим признакам. Каждая курия обладает правом на определенное представительство в органах власти.
      Мировой суд низшее звено судебной системы. Рассматривая в упрощенном порядке мелкие уголовные и гражданские дела, мировой суд обязан стремиться к примирению сторон (отсюда название). В России мировые суды появились после судебной реформы 1864 г. Но в ходе контрреформ в середине 1889 г. они были большей частью упразднены. Исключение составили столицы и несколько крупных городов. В городах мировые судьи избирались городской думой. В уездах судебная власть перешла к земским начальникам.
      Присяжные заседатели судьи-непрофессионалы, участвующие в уголовном (в некоторых странах и в гражданском) процессе. Образуют отдельную от профессиональных судей коллегию, которая в уголовном процессе выносит в основном вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а в гражданском процессе решает вопросы наличия или отсутствия спорного факта.
      Персоналии: П. А. Валуев, Д. А. Милютин, Н. А. Милютин.
      Оборудование уроков: тексты документов, касающихся проведения реформ; карта «Российская империя во второй половине XIX в.».
      План изучения нового материала: 1. Земская и городская реформы. 2. Судебная реформа. 3. Военная реформа.
      1—3. Во вводном слове учитель отмечает, что изменения в социальной структуре общества требовали изменения законодательства и системы управления. Поэтому следующим этапом преобразований стали реформа в области местного управления, судебная и военная реформы. В ходе урока учащиеся должны завершить заполнение таблицы «Реформы 60—70-х гг. XIX в.», начатое ими дома.
      Рассмотрение собственно преобразований можно организовать в виде работы групп учащихся с источниками по отдельным реформам.
      Задания группе 1: 1. Опираясь на материал учебника, составьте схему структуры земских учреждений и охарактеризуйте функции земств. 2. Подумайте, почему земская реформа не предусматривала равные избирательные права для всех граждан империи.

Структура земских учреждений по «Положению» 1864 г.

 

      Среди функций земств учащиеся могут выделить следующие: устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, приютов; содействие развитию местной торговли и промышленности; решение продовольственных вопросов; строительство церквей; содержание тюрем и домов умалишенных и т. п. Следовательно, на земства возлагались сугубо местные хозяйственно-административные функции.
      Задания группе 2: 1. На основе текста документа определите, какие категории горожан могли принимать участие в выборах. 2. Сравните систему выборов в органы земского и городского управлений. 3. Используя текст документа и материал параграфа, составьте схему городского самоуправления.

Городовое положение

1870 г.

(Извлечение)

      1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением — губернатору, на точном основании правил настоящего положения. <...>
      9. Городское общественное управление в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, не действительно. <...>
      15. Учреждения городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.
      16. Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы, чрез каждые четыре года; время созвания их определяется думою.
      17. Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения; 3) если он при этих условиях владеет в городских пределах... на праве собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому или же, прожив в городе в течение двух лет перед производством выборов хотя бы и с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащичьего первого разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных в ст. 37 «Положения о пошлинах за право торговли»... и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам. <...>
      21. Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, если владеют в городах недвижимым имуществом, с коих взимается в пользу города сбор, или уплачивают в пользу города установленные сборы с документов за право торговли и промыслов (ст. 17), пользуются правом голоса на городских выборах чрез своих представителей. <...>
      48. Городская дума составляется под председательством городского головы из гласных, избираемых на четыре года (ст. 16), в числе, соответствующем числу лиц, пользующихся правом голоса на выборах. <...>
      70. Городская управа состоит под председательством городского головы. <...>
      82. Должности городского головы, членов городской управы и городского секретаря (секретаря думы) замещаются по выбору городской думы. <...>
      88. Евреи не могут быть избираемы в городские головы, ни исправлять их должность. Число членов городской управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего ее состава. <...>
      92. Лица, избранные на должность городского головы, а также назначенные для временного замещения сей должности, утверждаются в сих званиях в губернских городах министром внутренних дел, а в прочих городах губернатором.

      Задания группе 3: 1. На основе текста документа определите основные принципы судебной системы, заложенные в Судебных уставах. 2. Перечислите категории граждан, которые могли выступать в качестве присяжных заседателей. 3. Используя текст документа и материал параграфа, составьте схему «Судебная система России по реформе 1864 г.».

Судебные уставы

1864 г.

(Извлечение)

      Учреждение судебных установлений
      1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда. <...>
      7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели. <...>
      19. В мировые судьи могут быть избираемы те из местных жителей, которые: во-первых, имеют не менее 25 лет от роду; во-вторых, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и, в-третьих, если притом они сами, или их родители, или жены владеют, хотя бы в разных местах, или пространством земли вдвое против того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания... или другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, и в городах — недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога в столицах — не менее шести тысяч, в прочих же городах — не менее трех тысяч рублей. <...>
      24. Выборы мировых судей производятся на уездных земских собраниях. <...>
      40. В столичных городах, Петербурге и Москве, обязанности уездных земских собраний по выборам мировых судей возлагаются на общие городские думы. <...>
      81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий: во-первых, состоящих в русском подданстве; во-вторых, имеющих не менее 25 лет и не более 70 лет от роду и, в-третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели. <...>
      85. Не подлежат внесению в списки присяжных заседателей:
      1) священнослужители и монашествующие;
      2) все военные чины, состоящие в действительной военно-сухопутной или морской службе, а также те из гражданских чиновников, которые находятся при войсках или служат по военно-судной части в военном и морском ведомствах, и
      3) учителя народных школ.
      86. В списки присяжных заседателей не могут также быть вносимы все те, которые находятся в услужении у частных лиц.

Устав уголовного судопроизводства

      1. Никто не может быть наказан за преступления или проступки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к наказанию приговором надлежащего суда, вошедшим в законную силу. < ...>
      6. Приговор постановляется не иначе как по поверке и дополнении в заседании суда доказательств, обнаруженных предварительным следствием.
      7. Заседания, кроме случаев, указанных в законе, происходят публично. <...>
      10. По делам о преступлениях и проступках, влекущих за собою наказания, соединенные с лишением всех прав состояния или с потерею всех или некоторых особенных прав и преимуществ, определение вины или невинности подсудимых предоставляется особым присяжным заседателям. Сие правило не распространяется на дела о преступлениях государственных. <...>
      17. Различие подсудности по сословиям отменяется.

      Вопросы и задание группе 4: 1. Подумайте, почему отмена крепостного права потребовала отмены рекрутской системы комплектования войска. 2. Какие категории граждан не подлежали призыву в армию? 3. Какой порядок прохождения службы устанавливался воинским уставом? 4. Как образовательный ценз изменял срок действительной службы? 5. Какие льготы и для каких категорий граждан предусматривал воинский устав?

Устав о воинской повинности

1874 г.

(Извлечение)

      1) Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.
      2) Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются. <...>
      11) Поступление на службу по призывам решается жеребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
      12) К жеребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.
      13) Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, представляется отбыть воинскую повинность без жеребия в качестве вольноопределяющихся. <...>
      17) Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...
      18) Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе. <...>
      20) Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность. <...>
      24) От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной гражданской или же общественной службе. <...>
      26) Принадлежащие к податным сословиям лица освобождаются во время состояния на действительной службе от всех взимаемых подушно государственных, земских и общественных сборов; равным образом они освобождаются и от натуральных повинностей. В отношении же к имуществам, им принадлежащим, означенные лица обязаны платежом податей и иных сборов и отбыванием следующих с тех имуществ повинностей на общем основании. <...>
      31) Состоящие в запасе пользуются... льготою от взимаемых подушно податей и иных сборов и от натуральных повинностей, которым они подлежали бы лично, в течение года. <...>
      45) По семейному положению устанавливаются три разряда льгот.
      Первый разряд: а) для единственного способного к труду сына при отце, к труду неспособном, или при матери-вдове; б) для единственного способного к труду брата при одном или нескольких круглых сиротах братьях или сестрах; в) для единственного способного к труду внука при деде или бабке, не имеющих способного к труду сына, и г) для единственного сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду.
      Второй разряд: для единственного способного к труду сына при отце, также способном к труду, и братьях до восемнадцати лет.
      Третий разряд: для лица, непосредственно следующего по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной службе или умершим на ней. <...>
      52) Для устройства имущественных и хозяйственных дел разрешается отсрочивать, но не более как на два года поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом. <...>
      56) Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образований, при отбывании ими воинской повинности по жеребию устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:
      1) окончившие курс в университетах и других учебных заведениях первого разряда или выдержавшие соответственное испытание состоят: на действительной службе шесть месяцев и в запасе армии четырнадцать лет и шесть месяцев;
      2) окончившие курс шести классов гимназий или реальных училищ, или второго класса духовных семинарий, или же курс других учебных заведений второго разряда, а равно выдержавшие соответственное испытание состоят: на действительной службе год и шесть месяцев и в запасе армии тринадцать лет и шесть месяцев;
      3) окончившие курс или выдержавшие испытание в знании курса учебных заведений третьего разряда состоят: на действительной службе три года и в запасе армии двенадцать лет;
      4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ... или курса других учебных заведений четвертого разряда состоят: на действительной службе четыре года и в запасе армии одиннадцать лет. <...>
      62) Освобождаются от воинской повинности:
      1) священнослужители всех христианских вероисповеданий и
      2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных училищах...
      63) Нижеозначенные лица, если ими будет вынут жеребий, определяющий поступление их в постоянные войска, освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас армий на пятнадцать лет:
      1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или формации, или же ветеринара...
      2) пенсионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казенный счет для усовершенствования в художественном образовании, и
      3) преподающие в учебных заведениях... а равно штатные помощники их...

      Основные выводы по итогам урока учащиеся могут сформулировать самостоятельно: подготовка и реализация реформ явились важным фактором социально-экономического и политического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо подготовлены, но общественное мнение не всегда успевало за идеями Александра II. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. В. О. Ключевский писал, что реформы, хотя и замедленные, были достаточно подготовлены к исполнению, но менее были подготовлены умы к их восприятию. Личность теряла устойчивость, способность предусматривать последствия своих поступков.
      Домашнее задание: § 71, завершить заполнение таблицы (см. задание 4 к § 70).

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin | Теги: открытый урок истории, учителю истории, урок истории, Педсовет, поурочные планы уроков истории, история в школе, конспект урока истории
Просмотров: 526 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0