Цели урока:
• Раскрыть сущность понятия «воспроизводство населения».
• Выявить особенности воспроизводства населения в России.
• Познакомить учащихся с воспроизводством населения в различные исторические периоды.
• Объяснить особенности перехода районов России от традиционного к современному типу воспроизводства.
Основное содержание: воспроизводство
населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост —
проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Практикум. Анализ графика рождаемости и смертности в России.
Способы действия учащихся: проанализировать график рождаемости и смертности в России в XX в., работать с текстом § 5.
Ценностный компонент урока: значимость
методов исследования для решения демографических проблем; смена
поколений — непрерывный процесс; изменение системы ценностей и проблемы
воспроизводства населения.
Изучение нового материала:
На уроке вводятся новые понятия, поэтому наиболее
целесообразным методом обучения становится объяснение с элементами
диалога. Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: «Что
характеризует воспроизводство населения?»
Вначале учащиеся выясняют, что такое воспроизводство населения,
что является главным показателем воспроизводства. Для этого они
обращаются к тексту § 5 на с. 26—27. Затем учитель объясняет, что такое
расширенное и суженное воспроизводство. Учащимся дается задание: на
основе текста параграфа выполнить задание 1 на с. 10 тренажера.
Далее учащиеся выясняют, что такое естественное движение населения, какие процессы обусловливают это движение. Учитель объясняет, что такое естественный прирост и естественная убыль.
На уроке следует сказать, что в зависимости от меняющихся
в обществе ценностей (того, что наиболее значимо для людей) изменяются
показатели рождаемости. Ученики обсуждают вопрос: как культура и
система ценностей общества влияют на естественное движение населения?
Важное место на уроке учитель отводит обучению школьников
анализу графиков и статистических таблиц. Учащимся предлагается
проанализировать рисунок 12 на с. 27 учебника.
Сначала ученики должны ответить на вопросы: что можно узнать по
графику? Что показывают ось абсцисс и ось ординат? Что означают
розовая и голубая кривые на графике? Следует обратить внимание учащихся
на оформление графика (фотографии, на которых изображены люди разных
эпох).
Учитель задает вопросы: «Имеются ли в вашем семейном альбоме
фотографии людей, живших 30, 40 или 50 лет назад? Кто эти люди?»
Следует подчеркнуть, что за понятием «воспроизводство населения» стоят
конкретные люди. Почти каждый человек участвует в процессе
воспроизводства, образуя определенное поколение людей.
Далее учащиеся обсуждают вопрос: как менялось воспроизводство
населения в различные исторические периоды? На основе изучения данного
материала они самостоятельно заполняют таблицу.
Таблица 4
Тип воспроизводства |
Признаки каждого типа |
|
|
Затем учитель переходит к рассмотрению вопроса: как
в районах России происходил переход от традиционного типа
воспроизводства к современному?
В течение урока учитель может предложить учащимся выполнить
задания 8*, 9*, 10 после параграфа и задания тренажера по данной теме.
Домашнее задание:
1) изучить § 5; 2)
ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) выполнить
задания 2 на с. 10; 3 на с. 10—11; 11 на с. 14; 25 и 26 на с. 17; 36
и 37 на с. 22 тренажера. |