ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 10.12.2019, 12:00
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе «Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность»
22.07.2014, 17:54

      Цели урока:
      • Раскрыть особенности и значение топливно-энергетического комплекса, его проблемы.
      • Выявить особенности размещения угольной промышленности.
     

Основное содержание: состав, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. Топливно-энергетический баланс. Особенности топливной промышленности. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны страны.
      Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».
Способы действия учащихся: проанализировать карту «Угольная промышленность», охарактеризовать одну из отраслей промышленности по плану.
Ценностный компонент урока: топливно-энергетический комплекс — «локомотив» экономики страны.
      

Проверка домашнего задания:
1. Назовите особенности и лидирующие отрасли каждого из «циклов Кондратьева».
2. Расскажите об особенностях хозяйства вашей местности (области, республики, края).
3. Перечислите основные типы предприятий, функционирующих в России. Какие типы предприятий преобладают в вашей местности?
4. Выделите циклы в развитии экономики вашего региона.
5. Составьте схему «Виды предприятий моего региона по формам собственности».

      

Изучение нового материала:
      Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что топливно-энергетический комплекс является важнейшим в обеспечении жизнедеятельности страны. Затем он дает учащимся задание: «Используя текст на с. 150 учебника („Что такое топливно-энергетический комплекс?"), составьте схему „Структура топливно-энергетического комплекса" (задание 3 на с. 47 тренажера)».
      Учитель предлагает школьникам проанализировать таблицу 13. (Какие выводы вы сделали на основе анализа таблицы?)


Таблица 13

Добыча и экспорт энергоносителей по сценарию на 2005—2015 гг.

Энергоноситель

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Инерционный

 

 

 

Нефть, млн т

 

 

 

      добыча

469

505

520

      экспорт

259

285

294

Газ, млрд м3

 

 

 

      добыча

649

689

731

      экспорт

207

227

236

Уголь, млн т

 

 

 

      добыча

297

326

346

      экспорт

88

106

123

Сберегающий*

 

 

 

Экспорт

 

 

 

Нефть, млн т

248

275

268

Газ, млрд м3

207

244

251

Уголь, млн т

88

141

143

Экспортный*

 

 

 

Экспорт

 

 

 

Нефть, млн т

259

292

315

Газ, млрд м3

207

271

330

Уголь, млн т

88

145

153

      * Добыча на том же уровне.

      На примере топливно-энергетического комплекса раскрывается суть межотраслевого комплекса как группы технологически взаимосвязанных отраслей. Термин «комплекс» означает совокупность, или группы, явлений и предметов. Межотраслевые комплексы являются результатом интеграционных процессов в хозяйстве страны — разветвления и углубления взаимосвязей между отдельными отраслями и производствами. Межотраслевые комплексы представляют собой сложные сочетания взаимосвязанных отраслей, объединенных общей целью развития.
      Главными направлениями по развитию топливно-энергетического комплекса являются:
      — проведение энергосберегающей политики (снижение энергоемкости, переход к энергосберегающим технологиям);
      — замещение одних видов топлива другими. Характеризуя топливную промышленность, лучше начертить схему.


Схема 19


      Общие запасы топливных ресурсов в нашей стране оцениваются примерно в 6183 млрд т условного топлива. Для выявления современных тенденций развития топливной промышленности анализируются следующие статистические материалы.

      Инвестиции в топливную промышленность должны возрасти с 45—50 млрд долл. в год в период 2005—2010 гг. до 70—100 млрд долл. в 2030 г. При этом за 25-летний период (2006—2030 гг.) капиталовложения в добычу газа могут быть приблизительно оценены в 320—350 млрд долл., а в добычу нефти — в 450—500 млрд долл.
      Рост выбросов СО2 при высоких темпах экономического развития и отсутствии специальных мер по их сокращению может составить 30—35% по сравнению с 1990 г. Пролонгация требований Киотского протокола по сдерживанию выбросов СО2 приведет к заметным смещениям в структуре топливно-энергетического баланса в сторону безуглеродных технологий.


      Здесь уместно дать определение топливно-энергетического баланса.
      Характеристика отраслей топливной промышленности на уроке осуществляется на основе текста и карт параграфа в такой последовательности:
      — значение отрасли;
      — основные районы добычи;
      — основные районы потребления;
      — способы и пути транспортировки топлива к районам потребления;
      — влияние отрасли на окружающую среду;
      — проблемы отрасли и пути их решения.
      При характеристике угольной промышленности учитель отмечает, что основными потребителями угля являются электроэнергетика (89%), промышленность и коммунально-бытовой сектор (27%), коксохимические предприятия (14%), население (8%), сельское хозяйство (5%).
      По карте (рис. 59 на с. 152 учебника) школьники изучают основные угольные бассейны страны, особенности их размещения и объемы добычи. На примере Печорского бассейна (рубрика «Стоп-кадр» на с. 153) и задания 9 рубрики «Это мне интересно» учащиеся знакомятся с одной из проблем угольной промышленности. Затем они дают хозяйственную оценку Печорского каменноугольного бассейна, в которой отражают:
      а) географическое положение;
      б) средний объем добычи в год;
      в) качество угля;
      г) условия залегания и добычи;
      д) себестоимость добычи;
      е) положение относительно транспортных путей;
      ж) условия жизни и быта шахтеров;
      з) влияние на окружающую среду;
      и) проблемы и перспективы развития каменноугольного бассейна.
      Угольная промышленность, как и вся топливная промышленность, оказывает негативное влияние на окружающую среду. Основными видами воздействия являются: загрязнение подземных и поверхностных вод, воздушного бассейна; нарушение гидрологического режима; нарушение земель при добыче.
      

Домашнее задание:

1) изучить § 32; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 2—8 на с. 153 учебника; 3) выполнить задания 4 на с. 47; 44 и 45 на с. 61 тренажера.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: admin | Теги: урок географии, конспект урока географии, поурочные планы уроков географии, учителю географии, география в школе, открытый урок географии, Карта
Просмотров: 2209 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0