Цели урока:
• Выявить, что такое услуга и какие отрасли образуют сферу услуг.
• Раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания».
• Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности.
• Развивать умение проводить простейшие социологические исследования (анкетирование).
Основное содержание: сфера услуг.
Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация
сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и
сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.
Способы действия учащихся: проанализировать
текст § 43, схему «Состав сферы услуг», провести анкетирование по
определению степени доступности и удовлетворения потребностей различных
слоев населения в сфере услуг, дать предложения по улучшению
территориальной организации обслуживания.
Ценностный компонент урока: значение сферы услуг для общества и себя лично, проблемы развития непроизводственной сферы.
Проверка домашнего задания:
Проверку домашнего задания учитель осуществляет на основе материала § 42 и заданий тренажера.
Изучение нового материала:
На уроке, посвященном изучению непроизводственной сферы (или
сферы услуг), учащиеся прежде всего устанавливают ее состав. В этом им
помогает рисунок 75 (с. 203 учебника). Учитель задает вопрос: «Почему
в связи с развитием общества возрастает роль непроизводственной сферы?»
Современный человек нуждается в услугах и привык пользоваться
сферой услуг с момента своего появления на свет и до самой смерти.
Обращая внимание учеников на определение (с. 202 учебника), учитель
вводит понятие услуга — деятельность, не создающая новый
вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая
некое благо в форме деятельности. (Какими услугами вы пользуетесь каждый день? Приведите примеры.)
Следующий вопрос, рассматриваемый на уроке, — «Как сфера
обслуживания территориально организована?» На с. 204 учебника школьники
находят ответ на вопрос, что включает в себя территориальная организация обслуживания. На
примере медицинского обслуживания учащиеся выявляют особенности
территориальной системы обслуживания. (Какими услугами вы пользуетесь
эпизодически? периодически? Приведите примеры.)
Затем обсуждается вопрос, чем отличается организация
обслуживания в городе и сельской местности. Желательно, чтобы учащиеся
сами высказались по этому поводу на основе личных наблюдений и опыта.
В завершение урока учащиеся выполняют задания рубрик «Это я могу» и «Это мне интересно» на с. 205 учебника.
Другим вариантом может быть организация групповой работы по
оценке степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей
различных слоев населения в своей местности (в районе проживания).
Первая группа учащихся на основе интервьюирования определяет
обеспеченность населения района предприятиями розничной торговли и
выясняет, устраивает ли граждан уровень и качество предоставляемых
этими предприятиями услуг, вторая группа на основе анкетирования -—
обеспеченность населения района коммунально-бытовыми услугами, третья
группа на основе анкетирования (интервьюирования) — наличие предприятий
культурного обслуживания. Четвертая группа выявляет степень
доступности и удовлетворения потребностей различных слоев населения
в рекреационном обслуживании.
Результаты исследований, проведенные каждой группой,
объединяются, и делается вывод об уровне развития сферы обслуживания,
о качестве предоставляемых услуг в месте проживания, о доступности этих
услуг для различных слоев населения. На основе проведенных
исследований учащиеся готовят предложения по улучшению территориальной
организации обслуживания в своем районе.
Домашнее задание:
1) изучить § 43; 2)
ответить на вопросы 1—4 на с. 205; 3) выполнить задания 14 на с. 52;
37 на с. 58—59; 58 на с. 62 тренажера. |