Цели урока:
• Раскрыть понятия «сельское хозяйство», «сельскохозяйственные угодья».
• Определить особенности сельхозугодий в разных природных зонах.
• Раскрыть особенности зернового хозяйства.
• Сформировать представление о технических культурах и районах их возделывания.
Основное содержание: сельское хозяйство. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья. Зерновые и технические культуры.
Способы действия учащихся: проанализировать схему «Отрасли сельского хозяйства», дать характеристику отрасли растениеводства по плану. Ценностный компонент урока: сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики.
Проверка домашнего задания:
1. Каковы особенности размещения химической промышленности?
2. Установите соответствие между минеральным удобрением и центром его производства.
1. Фосфорные удобрения. |
А. Соликамск. |
2. Азотные удобрения. |
Б. Егорьевск. |
3. Калийные удобрения. |
В. Липецк. |
3. Где в России находятся основные районы лесозаготовок?
4. Выберите верный ответ. Основным источником производства древесины являются:
а) смешанные леса;
б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
5. Назовите основные центры целлюлозно-бумажной промышленности.
Изучение нового материала:
Учитель сообщает, что сельское хозяйство — одна из
древнейших отраслей, обеспечивающих людей продуктами питания, и,
следовательно, от его эффективности зависит, появятся ли на нашем столе
хлеб и масло, сыр и молоко, мясо и мед, фрукты и овощи и многое другое.
Сельское хозяйство, зародившееся в глубокой древности, явилось
своеобразным выходом из тупика, возникшего в результате несоответствия
численности населения тем ограниченным возможностям добычи пищи,
которые имели наши предки — собиратели и охотники. Вследствие того что
человек научился выращивать растения и разводить животных, он увеличил
емкость своего жизненного пространства, и с тех пор это стало главной
задачей сельскохозяйственных занятий людей. Вначале человек стремился
расширить площади под посевы и пастбища, а затем начал искать пути
усовершенствования сельскохозяйственных растений и пород животных. Еще
в первой половине XX в. основная часть населения России была занята
в сельском хозяйстве.
На уроке подчеркивается, что важнейшей составляющей
эффективности сельского хозяйства является научно обоснованное его
размещение, требующее всестороннего учета ряда особенностей. Эти
особенности отражены на схеме.
Схема 23

Вместе с учащимися учитель устанавливает зависимость
сельского хозяйства от природных и социально-экономических факторов.
Учитель обращает внимание школьников на рисунок 70 (с. 181
учебника) и предлагает, используя текст на с. 182, проанализировать
долю сельскохозяйственных угодий в разных природных зонах.
Надо заметить, что резервы сельхозугодий в стране исчерпаны. Происходит
процесс сокращения пахотных земель из-за отвода под строительство,
добычу полезных ископаемых, отвалы и т. д. В 80-х гг. XX в. на каждого
жителя страны приходилось 0,8 га пашни, к началу третьего тысячелетия
эта величина сократилась до 0,6 га.
Далее учитель акцентирует внимание школьников на рациональном
использовании земельных ресурсов. Применение тяжелой техники на полях
ведет к уплотнению почвы, неправильная распашка — к смыву плодородного
слоя и образованию оврагов. Несоблюдение норм внесения удобрений
приводит к перенасыщению продукции земледелия вредными для здоровья
человека веществами. Чрезмерный выпас скота приводит к обеднению
растительности, а концентрация поголовья на крупных животноводческих
комплексах — к загрязнению водоемов и т. д. Все эти обстоятельства
следует учитывать при размещении сельского хозяйства.
Учитель подчеркивает, что для современного сельского хозяйства
характерен спад производства, ухудшение социального положения сельского
населения.
Чтобы привлечь внимание учащихся к данной проблеме, учитель
задает им вопросы, втягивающие в «конфликтный» тип диалога, на основе
которого возникает дискуссия. (Как вы считаете, обязательно ли в России
развивать сельское хозяйство? Ведь в настоящее время мы частично
обеспечиваем себя продуктами питания из-за границы. Может быть, это
выгоднее, чем развивать сельское хозяйство? Выскажите свою точку
зрения.)
В качестве материалов для дискуссии можно использовать такие
цифры. В 2006 г. объем произведенной валовой продукции сельского
хозяйства упал на треть против среднегодового уровня 1988—1990 гг. При
этом годовое потребление мяса и мясопродуктов сократилось на 32%,
молока и молочных продуктов — на 35%, овощей, рыбы и рыбопродуктов — на
40%, сахара — на 25%. Дефицит белка в рационе питания россиян достиг
2—5%, а витаминов — 50%.
Характеристика зернового хозяйства и технических культур
осуществляется на основе текста параграфа (с. 183—184 учебника) и карты
«Агроклиматические ресурсы» (рис. 48 на с. 107 учебника). Учащиеся по
карте выясняют, какие из природных зон главные житницы России и какой
из зерновых культур по площади посевов принадлежит первое место.
Для закрепления материала о размещении отраслей растениеводства
учитель дает следующее задание: «Поставьте рядом с названием культуры
порядковый номер нижеприведенного утверждения, которое относится к этой
культуре:
рожь; |
картофель; |
пшеница; |
лен; |
кукуруза; |
сахарная свекла. |
1) Наиболее распространенная зерновая культура, может
произрастать на равнинах и в горах, в умеренных широтах и в тропиках.
Урожайность ее в зависимости от интенсивности ведения хозяйства и
природных условий колеблется от 12—14 ц с гектара до 40—60 ц.
2) Теплолюбивая зерновая культура, выращивается в южных районах России на зерно, а в нечерноземных — на силос.
3) Зерновая культура, более холодостойкая, чем пшеница, типична для Нечерноземья России.
4) Основной район возделывания этой культуры — Северо-Запад
России, так как она хорошо развивается в условиях прохладного влажного
лета. Россия — главный производитель этой культуры в мире.
5) Важнейшая продовольственная культура, возделывается
повсеместно, но наиболее благоприятна для ее выращивания зона смешанных
лесов с прохладным летом.
6) Культура не только светолюбивая и теплолюбивая, но и
требовательная к плодородию почв, поэтому выращивается в основном
в лесостепной и степной зонах».
К уроку можно подобрать пословицы, поговорки, рассказы старожилов о традициях, связанных с посевом сельхозкультур.
Урок завершается выполнением заданий 10 на с. 49 и 34 на с. 58 тренажера.
Домашнее задание:
1) изучить § 38; 2)
ответить на вопросы и выполнить задания 1—9 на с. 185 учебника; 3)
выполнить задания 52 и 53 на с. 62 тренажера. |