Цели урока:
• Выявить факторы почвообразования.
• Установить главные типы почв России.
• Сформировать понятия «земельные ресурсы», «почвенные ресурсы».
• Раскрыть значение охраны почв.
Основное содержание: почвообразующие
факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы.
Рациональное использование почв. Охрана почв.
Способы действия учащихся: проанализировать
почвенную карту в атласе, познакомиться с основными типами почв
России, составить таблицу «Главные типы почв России».
Практикум. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.
Ценностный компонент урока: значение охраны почв.
Проверка домашнего задания:
1. Закончите предложение: «По своей структуре почвы бывают...»
2. Выберите верное утверждение:
а) плодородие почвы определяется величиной растительного опада;
б) плодородие почвы определяется количеством гумуса, содержащегося в ней;
в) плодородие почвы определяется количеством выпадаемых осадков;
г) плодородие почвы зависит от количества внесенных минеральных удобрений.
3. Изобразите схематично почвенный профиль дерново-подзолистой почвы.
4. Выберите верный ответ. Почва отличается от горной породы:
а) увлажнением;
б) рыхлостью;
в) плодородием.
5. Выберите верный ответ. Материнская порода — это горизонт: а) А1; б) А2; в) В; г) С.
Изучение нового материала:
Учитель начинает урок словами: «Вы уже знакомы с почвенным
разнообразием. Посмотрите на почвенную карту России. Особенность
почвенной карты — ее мозаичность, пестрота».
Учитель называет факторы почвообразования и представляет их в виде схемы.
Схема 17

Далее учащиеся знакомятся с почвенной картой России.
Учитель просит перечислить смену почв с севера на юг и задает вопрос:
«Какую закономерность можно выявить?» Учащиеся вспоминают закон
широтной зональности, установленный В. В. Докучаевым.
Затем на основе текста параграфа, почвенной карты атласа и рисунка 58 на с. 138 учебника школьники составляют таблицу.
Таблица 12
Главные типы почв России
Тип почвы |
Условия почвообразования |
Содержание гумуса |
Плодородие |
Распространение |
Тундровая глеевая |
Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад |
Менее 1% |
Неплодородная |
Зона тундры |
Подзолистая |
Избыточное увлажнение, малый опад |
1—2% |
Малоплодородная |
Северная часть лесной зоны (зона тайги) |
Дерново-подзолистая |
Достаточное тепло и увлажнение, большой опад |
2—4% |
Относительно плодородная |
Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов) |
Серая лесная |
Количество осадков и испарение практически равны |
4—8% |
Плодородная |
Лесостепная зона |
Черноземная |
Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад |
5—10% |
Наиболее плодородная |
Степная зона |
Каштановая |
Скудное увлажнение, незначительный опад |
До 1,5% |
Малоплодородная |
Сухая степь |
Бурая |
Очень скудное увлажнение, незначительный опад |
Менее 1,5% |
Неплодородная |
Полупустыни |
Учитель вводит понятия земельные и почвенные ресурсы. Особое
внимание обращается на бережное отношение к почвенным ресурсам и
охрану почв. Учащимся дается задание: «Прочитайте фрагмент текста „Что
такое земельные и почвенные ресурсы?" и на его основе составьте схемы
„Процессы, приводящие к разрушению почв" и „Рациональное использование
почв"».
Домашнее задание:
1) изучить § 29; 2)
ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3) выполнить
задания 19—23 на с. 30; 53 на с. 40; 74 и 75 на с. 45 тренажера. |