ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 11.12.2019, 08:31
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 8 классе «Нефтяная и газовая промышленность»
22.07.2014, 17:46

      Цели урока:
      • Выявить особенности размещения нефтяной и газовой промышленности России.
      • Определить значение нефтяной и газовой промышленности в экономике страны.
     

Основное содержание: нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли.
Способы действия учащихся: выявить долю нефтяной и газовой промышленности в топливно-энергетическом балансе страны на основе статистических данных, проанализировать карты (рис. 60 и 61 учебника), работать с материалами кейса.
Ценностный компонент урока: значение нефтяной и газовой промышленности в хозяйстве страны, их влияние на состояние окружающей среды.
     

Проверка домашнего задания:
      1. Что такое межотраслевой комплекс?
      2. Какова структура топливной промышленности?
      3. Дайте прогноз развития топливной промышленности до 2030 г.
      4. Дайте сравнительную характеристику Южно-Якутского и Кузнецкого каменноугольных бассейнов.
      5. Охарактеризуйте угольную промышленность по плану.

     

Изучение нового материала:
      В начале урока учитель выясняет, что учащиеся уже знают о нефти и газе, а также об особенностях нефтяной и газовой промышленности. (Каково значение этих отраслей в развитии хозяйства России?)
      Далее учащиеся самостоятельно изучают особенности размещения нефтяной промышленности (с. 154—156 учебника), выписывая в тетрадь основные выводы. Особое внимание они уделяют анализу карты (рис. 60 на с. 155 учебника): определяют главные районы добычи нефти, крупнейшие центры ее переработки, нефтепроводы (задание 5 на с. 48 тренажера).
      Затем учитель в процессе беседы с учениками устанавливает, почему газовая промышленность — самая стабильная отрасль ТЭК. Опять обращается внимание на карту (рис. 61 на с. 157 учебника). Ученики, анализируя карту, называют крупнейшие разрабатываемые месторождения газа, магистральные газопроводы (задание 6 на с. 48 тренажера).
      Следующий этап урока — групповая работа учащихся на основе материалов кейса.
      Учащимся выдается аналитический материал, после изучения которого они отвечают на вопросы (в группе), а затем проводится общее обсуждение.

      

Кейс «Оценка энергетических ресурсов и прогнозы энергопотребления в России»

      Перспективные и прогнозные ресурсы природного (свободного) газа в России оцениваются в 176 трлн м3 (более половины мировых), в том числе на наименее изученные ресурсы (категории D2) приходится 77,2 трлн м3. Основная часть ресурсов сосредоточена в малоизученных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и на шельфах Карского, Баренцева и Охотского морей.
      Разведанные запасы свободного газа в России составляют 47,2 трлн м3. Почти 71% запасов сосредоточен в 24 крупнейших месторождениях с балансовыми запасами газа в каждом более 500 млрд м3 и лишь 3% разведанных запасов — на многочисленных мелких и средних месторождениях. Свыше 70% разведанных запасов природного газа находится в Урало-Западносибирском регионе (главным образом в Ямало-Ненецком АО). В значительной части разведанные запасы газа, кроме метана, содержат конденсат, этан и другие насыщенные ациклические углеводороды (так называемые С2+), а также гелий. Эти компоненты являются ценнейшим сырьем для химического производства, а использовать такой газ в качестве топлива без их предварительного извлечения недопустимо. В будущем структура запасов будет усложняться, средняя глубина скважин — увеличиваться, а масштаб открываемых месторождений — уменьшаться.
      Согласно оценкам US Geological Survey, в неоткрытых месторождениях на территории России содержится от 11 трлн м3 (с вероятностью более 95%) до 83 трлн м3 (с вероятностью менее 5%) при средней оценке 41 трлн м3 газа.
      По оценкам российских специалистов, к 2025 г. усредненные затраты на добычу газа возрастут от 15 долл. в настоящее время до 27—28 долл. за 1000 м3. В этот период следует ожидать рост удельных капиталовложений в добычу газа примерно в 1,5 раза, и они составят около 200 долл. за 1000 м3 годовой добычи в 2030 г.
      Перспективные и прогнозные ресурсы российской нефти составляют 13% мировых. По разведанным запасам нефти Россия уступает только Саудовской Аравии, однако распределены они неравномерно. Более 4/5 всех прогнозных ресурсов нефти приходится на Сибирь, Дальний Восток и прилегающие к ним шельфовые акватории.
      Разведанность начальных ресурсов нефти в целом по России невысока: на Урале и в Поволжье она составляет около 65%, в Западной Сибири — 40%, а разведка большинства шельфовых объектов находится в начальной стадии. Около 50% запасов сосредоточено в уникальных месторождениях: в каждом из них более 300 млн т. Еще более 20% приходится на крупные месторождения с запасами от 30 до 300 млн т. Запасы мелких месторождений в основных добывающих регионах составляют очень небольшую долю в общих разведанных запасах нефти.
      По оценкам US Geological Survey, запасы сырой нефти и газового конденсата в неоткрытых месторождениях России колеблются от 4,8 млрд т (с вероятностью более 95%) до 31 млрд т (с вероятностью менее 5%) при средней оценке около 16 млрд т. Ожидается, что до 2030 г. стоимость добычи нефти в России может значительно возрасти: примерно от 55 долл. за тонну в настоящее время до 80—85 долл. за тонну к концу периода, а удельные капиталовложения будут возрастать от 300 до 450—470 долл. за тонну годовой добычи в 2030 г.
      По оценкам российских специалистов, перспективы долгосрочного развития ТЭК в период до 2030 г. выглядят следующим образом:
      — суммарное производство энергоресурсов возрастет в 1,2—1,4 раза: с 939 млн т н. э.1 в 2000 г. до 1375—1635 млн т н. э. к 2030 г. Производство энергоресурсов в течение длительного времени будет значительно опережать внутренние потребности страны, что позволит гарантировать неснижающиеся поставки энергоресурсов на экспорт, прежде всего нефти и газа;
      — в целом прогнозируется нарастание экспорта энергоресурсов к 2020—2025 гг. до 550—570 млн т н. э., что будет связано в значительной мере с невозможностью полноценной замены топлива и сырья другими продуктами в структуре экспорта. В дальнейшем неизбежно сокращение экспорта энергоресурсов в связи с истощением дешевых энергоресурсов, прежде всего сырой нефти, и расширением экспорта промышленной продукции и услуг взамен сырья. Можно ожидать, что при существующих темпах развития нефтяной и газовой промышленности объемы экспорта нефти и нефтепродуктов заметно увеличатся, достигнув примерно к 2020 г. 280—300 млн т (затем их экспорт начнет сокращаться), а природного газа — 330—380 млрд м3. При этом прирост экспортных поставок газа должен составить 140—190 млрд м3 и распределиться между западным и восточным направлениями следующим образом: в Европу — 90—110 млрд м3 и в страны АТР — 50—80 млрд м3;
      — экспорт угля к 2030 г. может почти утроиться. Интенсивно будет нарастать экспорт электроэнергии, хотя вклад двух последних видов энергии в суммарный вывоз энергоресурсов из России будет оставаться относительно небольшим;
      — добыча угля увеличится со 160 до 280—410 млн т н. э.;
      — добыча природного газа в 2030 г. должна составить 800—825 млрд м3. При этом доля европейской части увеличится с 12 до 25% в общероссийской добыче газа. Доля регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока к 2030 г. может составить 10% по сравнению с 1% в 2000 г., а доля Урала и Западной Сибири сократится с 87 до 65%. При этом Урал и Западная Сибирь останутся крупнейшими по объему добычи регионами. К 2030 г. извлекаемые запасы газа могут сократиться на 20%;
      — добыча нефти будет расти с 323,6 млн т в 2000 г. до своего максимума в 2015—2020 гг. — 490—530 млн т, а затем, по-видимому, начнет сокращаться и к 2030 г. может снизиться до 395—470 млн т. В рассматриваемый период доля европейской части уменьшится с 29 до 25%, а доля Урала и Западной Сибири — с 68 до 51%. Следует ожидать рост добычи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, доля которых в суммарной добыче нефти по стране возрастет с 3% в 2000 г. до 24% к 2030 г.
      Согласно результатам прогнозов, обеспечение стран ЕС нефтью в условиях высоких цен на нее, когда увеличиваются объемы экономически эффективной добычи и обеспечивается усиление диверсификации поставок, не должно создавать угрозы надежности поставок в Европу сырой нефти. Экспорт российской нефти по трубопроводам и танкерами позволяет демпфировать заранее непредвиденные сбои. В долгосрочном плане устойчивое обеспечение нефтью из России будет связано с наращиванием разработки месторождений с более трудными, чем в настоящее время, условиями добычи. Вклад европейских нефтяных компаний в этом случае будет весьма полезным.
      Водород как топливо в топливно-энергетическом балансе России появится после 2020 г. К 2030 г. может потребоваться производство 15—20 млн т Н2 из природного газа для удовлетворения нужд электроэнергетики и транспорта.
      На внутреннем рынке России к 2030 г. ожидается появление синтетического моторного топлива из природного газа в объеме 5—10 млн т.
      Новые источники энергии в варианте без ограничений на выбросы СО2 и развитие ядерной энергетики займут скромное место в топливно-энергетическом балансе.

      Материалы кейса составлены по источникам:
      Государственный доклад «О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации». — М., 2001.
      Россия и Европа: энергосоюз или энергоконфликт / В. В. Ивантер, В. С. Панфилов, А. С. Некрасов и др. // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 2.

      Вопросы и задания по материалам кейса:
      1. Прочитать и проанализировать предложенный материал.
      2. Что в тексте вам уже известно? Что является новым?
      3. Какова стратегия развития нефтяной и газовой промышленности в России?
      4. Что вам показалось чрезвычайно важным для развития топливных отраслей?
      5. На основе текста параграфа и материалов кейса организуйте дискуссию «Перспективы развития топливной промышленности в России».
     

Домашнее задание:

1) изучить § 33; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 2—10 на с. 158 учебника; 3) выполнить задания 15 на с. 52; 23 и 24 на с. 53; 25 на с. 54; 46 и 47 на с. 61 тренажера (по выбору учителя).

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: admin | Теги: урок географии, конспект урока географии, поурочные планы уроков географии, учителю географии, география в школе, открытый урок географии, Карта
Просмотров: 2413 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0