Цели урока:
• Познакомить учащихся с особенностями морей, омывающих территорию России.
• Формировать умение давать характеристику морей.
• Оценить природные ресурсы российских морей.
• Раскрыть экологические проблемы морей России.
Основное содержание: особенности
российских морей. Моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного
Ледовитого океанов. Ресурсы морей и их использование человеком.
Экологические проблемы морей.
Практикум.
1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.
2. Описание одного из российских морей по типовому плану.
Способы действия учащихся: работать
с физической картой России, нанести на контурную карту моря России,
давать характеристику морей по плану, выявлять сущность экологических
проблем морей и предлагать пути их решения.
Ценностный компонент урока: Россия — морская держава, море — уникальный природный комплекс, рациональное использование ресурсов морей.
Проверка домашнего задания:
1. Докажите или опровергните тезис: «Климат вашей области комфортен для человека».
2. Где в России вы хотели бы жить, где отдыхать и почему? Зависит ли это от климата?
3. Почему агроклиматические ресурсы определяют возможность выращивания сельскохозяйственных культур?
4. С чем связаны основные затраты в жилищном строительстве России?
5. Какие неблагоприятные климатические явления вы наблюдали?
Изучение нового материала:
В начале урока учащиеся на основе имеющихся знаний по географии пытаются сформулировать, что такое море. Учитель
задает вопросы: «Чем отличается море от океана? Как различаются моря?»
Затем он просит привести примеры внутренних и окраинных морей.
По физической карте России (см. Приложение,
с. 262—263 учебника) учащиеся выясняют, что берега России омывают
12 морей трех океанов. Они называют эти моря и определяют бассейны
океанов, к которым они относятся. Справиться с этим заданием учащимся
поможет рубрика «Читаем карту» на с. 110—111 учебника. Затем они
выполняют задание 31 на с. 33 тренажера.
С особенностями российских морей школьники знакомятся
самостоятельно (с. 111—112 учебника), а учитель отвечает на возникшие
при изучении этого фрагмента вопросы.
Затем учащиеся дают характеристику одного из морей по плану, приведенному в задании 8 (с. 114 учебника).
На этом уроке школьники начинают, а на следующем продолжают
выполнять задание 16 на с. 28—29 тренажера. При выполнении данного
задания они могут использовать текст параграфа и таблицу 5 в Приложении, с. 257 учебника.
Рассматривая вопрос «Что дают моря и люди друг другу?», учитель вместе с учениками составляет схему.
Схема 13

Учителю обязательно нужно сделать акцент на
экологических проблемах, возникающих при использовании морей и их
ресурсов человеком. Используя ресурсы морей, люди загрязняют моря. Не
случайно важнейшей проблемой человечества стала экологическая проблема.
На уроке следует обсудить причины, сущность экологических проблем
российских морей, а также попытаться сформулировать возможные пути их
решения. Итогом изучения данного вопроса может стать заполнение
таблицы.
Таблица 11
Причины экологических проблем российских морей |
Сущность экологических проблем российских морей |
Пути решения экологических проблем российских морей |
|
|
|
Домашнее задание:
1) изучить
§ 23; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3)
выполнить задания 14 на с. 28; 41—42 на с. 36; 69 на с. 44 тренажера
(по выбору учителя). |