Цели урока:
• Выявить значение черной и цветной металлургии в хозяйстве страны.
• Раскрыть особенности черной и цветной металлургии.
• Выявить основные типы предприятий черной металлургии и особенности их размещения.
• Сформулировать проблемы металлургического комплекса и наметить пути их решения.
Основное содержание: черные и цветные
металлы. Типы предприятий черной металлургии и особенности их
размещения. Принципы размещения предприятий цветной металлургии.
Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и
здоровье человека.
Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Способы действия учащихся: проанализировать
карты (рис. 63 и 64 учебника), дать характеристику главных
металлургических баз России, обсудить проблемы металлургии.
Ценностный компонент урока: значение металлургии в хозяйстве страны.
Проверка домашнего задания:
Так как тема «Электроэнергетика» изучается на двух уроках, то
учитель сам определяет варианты проверки домашнего задания. Это могут
быть:
а) контроль за усвоением основного содержания (рубрика «Это я
знаю»);
б) проверка самостоятельных и практических работ учащихся
(рубрика «Это я могу», задания тренажера); в) творческие задания
(рубрика «Это мне интересно»);
г) подведение итогов дискуссии по
проблемам атомной энергетики.
Изучение нового материала:
Металлургия — основа индустрии. Она является фундаментом
машиностроения, обеспечивающего вместе с электроэнергетикой и
химической промышленностью научно-технический прогресс страны.
Особенностью металлургии является металлоемкость и
капиталоемкость производства. На нужды металлургии расходуется 14%
топлива, 16% электроэнергии, т. е. около 25% этих ресурсов приходится
на промышленность.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что основа
металлургии — металлы, черные и цветные. Учитель рассказывает, чем
черные металлы отличаются от цветных.
По следующей таблице школьники знакомятся с долей запасов
разрабатываемых и подготавливаемых к освоению месторождений от общих
запасов России.
Таблица 16
Полезные ископаемые |
Доля запасов, % |
Железная руда |
55 |
Хромовая руда |
58 |
Марганцевая руда |
— |
Бокситы |
19 |
Свинец |
67 |
Цинк |
41 |
Медь |
78 |
Никель, кобальт |
83 |
Олово |
49 |
Вольфрам |
69 |
Молибден |
52 |
Золото рудное |
— |
Золото россыпное |
— |
Алмазы |
88 |
Затем учащиеся выясняют, какие типы предприятий
производят черные металлы. На основе объяснений учителя и текста § 35
школьники заполняют таблицу.
Таблица 17
Особенности металлургического комплекса
Особенности |
Примеры |
Металлоемкость и капиталоемкость производства |
|
Концентрация и комбинирование производства |
|
Сложность технологического цикла |
|
Комплексообразующее значение в структуре хозяйства России |
|
Влияние на окружающую среду |
|
Следующий этап урока — практическая работа «Особенности
размещения предприятий черной металлургии в России» на основе рубрики
«Шаг за шагом» (с. 166 учебника).
С особенностями размещения предприятий цветной металлургии
учащиеся знакомятся самостоятельно, изучая текст параграфа на
с. 167—168 учебника и анализируя карту (рис. 64 на с. 168 учебника).
Затем учитель предлагает выполнить задание 8 на с. 49 тренажера.
Другой вариант урока — групповая работа учащихся на основе текста и иллюстративного материала § 35.
Для первой и второй групп задания 1—4 — на усвоение содержания
материала, задание 5 — творческого характера. Задания для третьей
группы — творческие.
Задания для первой группы учащихся:
1. На основе текста параграфа выясните историю развития черной металлургии в России.
2. Охарактеризуйте типы предприятий, входящих в состав черной металлургии.
3. На примере отдельных заводов покажите принципы размещения предприятий черной металлургии.
4. Заполните таблицу.
Таблица 18
Название отрасли |
Выпускаемая продукция |
Факторы размещения |
Важнейшие металлургические базы |
Проблемы развития |
|
|
|
|
|
5. Важнейшей проблемой сырьевой базы черной металлургии
является ее удаленность от потребителя. Так, в восточных районах
России сосредоточена бóльшая часть топливно-энергетических ресурсов,
а основное потребление осуществляется в европейской части страны, что
создает проблемы, связанные с большими транспортными затратами на
перевозку. Предложите пути решения данной проблемы.
Вопросы и задания для второй группы учащихся:
1. На каких рудах базируется цветная металлургия?
2. Выясните историю развития цветной металлургии.
3. В чем особенности цветной металлургии? Как они влияют на размещение предприятий цветной металлургии?
4. Заполните таблицу.
Таблица 19
Название отрасли |
Выпускаемая продукция |
Факторы размещения |
Важнейшие районы добычи |
Проблемы развития |
|
|
|
|
|
5. Более половины запасов цветных металлов (в том числе и
прогнозируемых) расположено в северных районах страны. Для их разведки
и добычи необходимы крупные затраты. Обсудите, что лучше — ввозить
в страну цветные металлы или разрабатывать их месторождения у нас
в стране, добывать руду и выплавлять металлы? Свой ответ обоснуйте.
Вопросы и задания для третьей группы учащихся:
1. Как вы считаете, необходима ли будет металлургия в XXI в.? Не будут ли заменены металлы другими видами материалов?
2. Какие экологические проблемы характерны для металлургии? Дайте рекомендации по их решению, заполнив таблицу.
Таблица 20
Металлургический комплекс |
Экологические проблемы |
Рекомендации по решению экологических проблем |
|
|
|
3. Норильский горно-металлургический комбинат, комбинат
«Североникель» и горно-металлургический комбинат «Печенганикель»,
перерабатывающие медно-никелевые руды и концентраты, расположены в двух
экологически напряженных районах Заполярья: на юге Таймыра
и в Мурманской области. Их производственная деятельность оказывает
отрицательное влияние на экологическую обстановку в этих регионах,
а выбросы — на формирование потоков загрязняющих веществ,
распространяющихся на большие расстояния. Как решить данную
экологическую проблему? На основе имеющейся информации предложите пути
решения данной проблемы.
Домашнее задание:
1) изучить § 35; 2)
ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (по выбору
учителя); 3) выполнить задания 16 и 17 на с. 52; 49 на с. 61; 50 на
с. 62 тренажера. |