Цели урока:
• Сформировать образ материка на основе представлений об особенностях природы Африки.
• Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.
• Выявить особенности рельефа материка.
• Сформировать общее представление об особенностях климата Африки.
• Рассмотреть влияние климата и рельефа на внутренние воды Африки.
• Продолжить формировать умение работать с несколькими картами и типовым планом.
Оборудование: учебник, атлас, карта полушарий, физическая карта Африки, учебные картины.
Основное содержание: Африка: образ
материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние
точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка.
Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод,
их зависимость от рельефа и климата.
Практикум.
1. Определение:
а) географических координат
крайних точек Африки;
б) протяженности Африки в градусах и километрах
(по градусной сетке) по 20° в. д.
2. Обозначение на контурной карте
Африки изучаемых географических объектов.
3. Описание по климатической
карте климата отдельных пунктов (температура января и июля,
продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество
осадков и распределение их по временам года).
Проверка домашнего задания:
1. Какие признаки лежат в основе деления Земли на части?
2. Покажите на карте материки и части света. В чем их отличие?
3. Какими бывают географические границы?
4. Назовите известные вам объединения стран.
Изучение нового материала:
В начале урока можно предложить учащимся мысленно представить
себе Африку, ее бесконечные пространства, разнообразные ландшафты.
Наверняка у детей Африка ассоциируется с огромными пустынями,
бескрайними саваннами со слонами, жирафами, влажными лесами, полными
экзотических птиц, змей. Действительно, Африка разнообразна: для ее
природы характерна выраженная контрастность, которая проявляется
в соседстве районов, страдающих или от недостатка влаги, или от ее
излишков (засушливые зоны занимают около 60% площади континента,
остальное — переувлажненные земли).
Затем необходимо напомнить учащимся план изучения материка.
Изучение любого материка начинается с характеристики географического
положения. Пользуясь планом на с. 88 учебника и физической картой мира,
учащиеся под руководством учителя дают характеристику географического
положения Африки. При этом школьники должны определить географические
координаты крайних точек и вычислить протяженность Африки в градусах и
километрах по 20° в. д., результаты вычислений записать в тетради.
При характеристике рельефа Африки учитель организует работу
с картами и профилем на рисунке 67 учебника. На основе анализа
физической карты материка учащиеся выясняют, какие формы рельефа есть
в Африке, какие из них преобладают. Пользуясь шкалой высот и
рисунком 67, школьники определяют высоту равнин в разных частях
материка и делают вывод о преобладании в Африке плоскогорий разных
высот. Далее они сопоставляют физическую карту с картой строения земной
коры и объясняют причины преобладания равнин. После этого выясняют,
какие горы есть в Африке, каковы их высоты и возраст. Анализируя карту,
школьники объясняют расположение складчатых гор на севере материка,
вулканических и глыбовых — на востоке.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в Африке проходит
Великий Африканский разлом (рис. 68 учебника). В районе его
сосредоточены все действующие вулканы Африки.
Поскольку речь шла о роли внутренних процессов в формировании
рельефа, перед классом необходимо поставить вопрос: какую роль
в развитии рельефа Африки играют внешние процессы? Ответ на этот вопрос
ученики могут найти на с. 98 учебника.
Далее школьники устанавливают, какие и где залегают полезные ископаемые, и объясняют закономерности их размещения.
При изучении климата учитель организует беседу для выявления
знаний, необходимых при характеристике климата любого материка.
1. Как влияют на климат местности географическая широта, близость морей и океанов, господствующие ветры, рельеф?
2. Какие существуют на Земле тепловые пояса?
3. Какие показатели характеризуют климат?
Затем организуется работа учащихся с климатической картой, картой
климатических поясов и рисунком 70. Учащиеся выполняют ряд
самостоятельных работ.
1. Пользуясь картами, установите распределение температур в Африке
в связи с изменениями: а) географической широты; б) рельефа;
в) океанических течений.
2. Объясните зависимость осадков от поясов атмосферного давления,
рельефа, от океанических течений и господствующих ветров, от протяжения
материка с запада на восток.
3. На основе сопоставления карт климатической и климатических
поясов дайте характеристику климата отдельных территорий Африки,
заполнив таблицу 21.
Таблица 21
Климатический пояс |
Воздушные массы и ветры |
Средние температуры зимы и лета |
Осадки и их распределение по сезонам |
|
|
|
|
О влиянии климата на внутренние воды и природные зоны рассказывает учитель.
В заключение урока учащиеся обозначают на контурной карте
географические объекты, выделенные жирным шрифтом в § 25, и крупнейшие
месторождения полезных ископаемых (выполнение задания может быть
продолжено дома).
Домашнее задание:
1) изучить § 25; 2) ответить на вопросы 2, 3; 3) выполнить задания 1 на контурной карте; 4—11. |