Цели урока:
• сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа;
• сформировать понятие «равнина», раскрыть представление об изменении равнин во времени;
• сформировать знания о видах равнин по высоте;
• развить умение описывать равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности.
Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, картины, слайды с изображением равнин, макет равнины, учебник, хрестоматия.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Рельеф. Горы. Равнины. Впадины. Низменности. Возвышенности. Плоскогорье.
Способы действий учащихся: определять по карте виды
равнин; описывать равнины по плану; показывать по карте крупнейшие
равнины мира; работать с контурной картой.
Ценностный компонент урока: раскрыть значимость равнин
для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменение
поверхности равнин под воздействием человека и особенностях их освоения.
Работа с учебником: составление плана-конспекта текста параграфа; работа с рубрикой «Шаг за шагом»; работа с текстом и картами учебника, атласом.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
- С чем связано движение земной коры?
- Почему возникают землетрясения и извержения вулканов?
- Где распространены районы землетрясений и извержений вулканов?
- Что такое гейзер? Как человек использует это явление в своей практической деятельности?
- Приведите три доказательства, свидетельствующих о движении земной коры.
- Покажите на карте, где находятся вулканы Этна, Везувий, Гекла, Фудзияма, Эльбрус, Ключевская Сопка.
Изучение нового материала
Урок начинается с формирования понятия «рельеф». С этой целью
учащиеся обращаются к тексту учебника (с. 89) и выясняют, что означают
понятия «рельеф» и «крупнейшие формы рельефа Земли». Затем в тетради
составляют схему.
Объясняя, как образуются горы и равнины, учитель
обращает внимание на то, что облик Земли формируется под влиянием как
внутренних, так и внешних сил Земли. Далее, используя рисунок 64
учебника, учитель объясняет, как изменяется рельеф во времени,
концентрируя внимание на процессе выветривания.
Формируя знания о видах равнин, учитель, опираясь на рисунок 65
учебника и определение понятия «равнина», объясняет, как равнины
различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте.
Используя карту (рис. 66) учебника, учитель проводит анализ этого
понятия на примере Восточно-Европейской равнины.
Затем учащиеся работают с контурной картой и наносят на нее крупнейшие равнины мира и России.
При выяснении, как живут люди на равнинах, учащиеся самостоятельно
делают выводы, отвечая на вопросы: почему равнины густо заселены? Чем
занимаются жители равнин? Используя рисунок 66 учебника, школьники
объясняют, почему 1/5 часть населения России живет на Восточно-Европейской равнине.
Следующая часть урока посвящена практикуму «Описываем
Восточно-Европейскую равнину по карте», используя план в рубрике «Шаг за
шагом» (с. 92). Вначале учащиеся внимательно читают алгоритм
деятельности, а затем под руководством учителя выполняют и записывают
ответы в тетради. Домашнее задание
1. Ответить на вопросы 2—5.
2. Выполнить задания 1, 6, 7.
3. Составить план-конспект параграфа (задание 6). |