Цели урока:
• раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли;
• объяснить смену природных зон на Земле;
• показать изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: карта природных зон Земли, карта полушарий, слайды, картины, кинофильм о природных зонах Земли, контурная карта.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Широкая зональность. Высотная поясность. Природные зоны.
Способы действий учащихся: формирование умений работать с
картой природных зон; выявлять особенности широтной зональности и
высотной поясности; наносить на контурную карту природные зоны Земли.
Ценностный компонент урока: показать уникальность и разнообразие каждой природной зоны; формировать бережное отношение к животному и растительному миру.
Работа с учебником: работа с текстом, рисунками и Приложением к учебнику.
Проверка домашнего задания
- Приведите примеры взаимодействия компонентов географической оболочки.
- Учение о географической оболочке разработал:
а) В. И. Вернадский; б) А. А. Григорьев; в) А. Гумбольт. - Какое из утверждений о географической оболочке верное:
а) общая мощность географической оболочки на суше 70—80 км;
б) она включает в себя целиком гидросферу, нижний слой атмосферы, верхнюю часть литосферы, биосферу, ноосферу;
в) она включает в себя гидросферу, атмосферу, литосферу, биосферу? - На конкретных примерах покажите проявление закономерностей географической оболочки: целостности, ритмичности, зональности.
- Человек провел осушение в природном комплексе — болоте. Что в данной ситуации произойдет? Продолжите логическую цепочку:
болото осушение ... - Какие природные комплексы можно выделить в вашей местности? Какие из них природные? Какие — природно-хозяйственные?
Изучение нового материала
Знакомство с новым материалом
осуществляется с использованием карты полушарий и рисунка 127 учебника.
Урок начинается с обсуждения особенностей широтной зональности и
высотной поясности.
Учитель отмечает, что во время объяснения природные зоны наносятся на контурную карту.
Раскрывая такое свойство, как зональность, учитель подчеркивает,
что характерным свойством географической оболочки является ее широтная
зональность. Вы помните, что в разных широтах солнечные лучи падают под
разными углами и в результате тепло в целом убывает от экваториальных
широт к полярным. Из раздела об атмосфере вы также знаете, что на разных
территориях выпадает разное количество атмосферных осадков. Разное
сочетание тепла и влаги создает в разных широтах разные условия для
живых организмов. В результате на суше чередуются лесные и безлесные
зоны. Например, в умеренных широтах наиболее широко распространены леса:
здесь достаточно для них и осадков, и тепла. Ближе к полюсам тепла для
деревьев уже не хватает, и на смену лесам приходят тундры. Напротив, в
более низких широтах в центральных частях материков тепла даже больше,
но деревьям недостаточно воды, и леса здесь сменяются степями и даже
пустынями. В экваториальных широтах тепло, и вновь возрастает количество
атмосферных осадков: здесь опять господствуют леса. Зональные природные
комплексы называются природными зонами. Существует и высотная
поясность — смена природных комплексов в горах вверх от уровня Океана.
Вы помните, что с высотой температура в тропосфере падает.
Поэтому, поднимаясь все выше в горы, мы попадаем во все более холодные
условия, как если бы по равнине мы продвигались в сторону полюсов. Даже в
низких широтах на большой высоте существуют вечные льды и снега.
Высотные пояса — это азональные (незональные) природные комплексы.
Азональные комплексы могут возникать и по другим причинам, например
из-за различий в свойствах горных пород, слагающих земную поверхность
(водоупорные и водопроницаемые, растворимые и нерастворимые и т. д.).
Чаще всего азональные комплексы возникают из-за различий в рельефе и
горных породах. Соотношение между зональными (природными зонами) и
азональными комплексами может быть различным. Так, на
Восточно-Европейской равнине (крупный азональный комплекс) сменяют друг
друга разные природные зоны — тундра и лесотундра, тайга, смешанные и
широколиственные леса, лесостепи и степи (луговые и сухие), полупустыни.
Внутри же природных зон встречаются малые азональные комплексы,
например оазисы в полупустынях, где близко к поверхности залегают
подземные воды из-за водоупорности пород.
Затем учащиеся знакомятся с картой природных зон (с. 190)
учебника. Выясняют вначале, что можно узнать по карте, каким цветом
изображены природные зоны.
Переходя к вопросу о смене природных зон от экватора к полюсам,
учитель более подробно останавливается на характеристике каждой
природной зоны. Что такое природные зоны?
Вы уже знаете, что географическая зональность — это закономерная
смена природных зон на Земле. На земном шаре обитает огромное число
видов растений и животных. Распространение животных и растений зависит
от многих факторов, однако важнейшим является распределение тепла и
влаги, которое создает в разных широтах разные условия для жизни
организмов.
Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют
природные зоны. Природные комплексы Земли отличаются большим
разнообразием. Названия природные зоны получили от характера
преобладающей растительности, например зоны пустынь, экваториальных
лесов и т. д.
Затем изучаются особенности размещения природных зон на Земле.
В размещении природных зон на Земле прослеживается четкая
закономерность, которая хорошо видна на карте природных зон в учебнике.
Далее учитель последовательно характеризует природные зоны Земли.
Объяснение учителя сопровождается работой учащихся с контурной картой.
Природные зоны мира сильно изменены человеком: леса вырубаются,
луга и пашни вытаптываются. В климатических условиях, благоприятных для
жизни человека, находятся крупные города (посмотрите на карту),
прокладываются многочисленные дорожные трассы. Воздействие человека на
природные зоны приводит к уничтожению растений и животных. Многие из них
находятся под угрозой вымирания.
Данный урок можно провести в форме игры-путешествия по природным
зонам. Класс делится на группы по числу природных зон. Каждая группа,
используя учебник, атлас, дополнительную литературу, описывает
особенности природной зоны, нанося ее на контурную карту. Затем от
каждой группы выступает представитель и докладывает о проделанной
работе. Полученные данные учащиеся систематизируют и заполняют таблицу.
Название природной зоны |
Где находится |
Климат |
Растительность |
Животный мир |
Как используется человеком |
Домашнее задание
1. Изучить § 31.
2. Ответить на вопросы 2—5.
3. Выполнить задания 6—7.
4. Организовать практический проект. Провести очистку от мусора
ближайшего парка, сквера, двора школы. С этой целью: а) одеться в
спортивную одежду; б) взять в школе у учителя мешки для мусора;
в) собранный мусор убрать с территории.
5. Изучить основные источники загрязнения в районе вашего дома или школы. Каковы ваши действия? |