Цели урока:
• сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли;
• выяснить, как возникло земледелие и животноводство;
• выяснить, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды.
Оборудование: учебник, атлас, слайды, иллюстрирующие приспособление людей к различным условиям окружающей среды.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Расселение людей на Земле. Присваивающее хозяйство. Земледелие. Животноводство. Приспособление к окружающей среде.
Способы действий учащихся: уметь работать с картой
«Гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на
Земле»; анализировать различные источники информации для определения
приспособления людей к условиям среды.
Ценностный компонент урока: выявить целостность
географического пространства для расселения людей и создания культуры на
Земле; раскрыть значимость приспособления людей к жизни в различных
условиях.
Работа с учебником: работа с текстом и рисунками
учебника; работа с картой «Гипотетические места происхождения человека и
пути расселения людей на Земле».
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
В начале урока учитель проводит проверку усвоения содержания урока «Географические координаты»:
- Что такое географические координаты?
- Определите координаты:
а) самых высоких вершин (Гималаев, Кордильер);
б) городов: Лондона, Мехико. - Какие населенные пункты имеют координаты: а) 35° ю. ш.; 150° в. д.; б) 9° с. ш.; 80° з. д.?
Изучение нового материала
На земном шаре сегодня проживает более 6,5 млрд человек. Люди
заселяют почти всю территорию планеты. Неосвоенных территорий почти не
осталось. Даже в суровой Антарктиде на научных станциях живут люди.
Однако все мы нередко задаем вопрос: когда и где на Земле возникли люди и
как люди расселялись по планете? На шмуцтитуле «Человек на Земле»
(с. 61) показано, какое многообразие людей живет на Земле.
Фрагмент фрески Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама»
иллюстрирует появление первого человека. Религия объясняет, что первым
человеком на Земле был Адам, сотворенный Богом; он появился на шестой
день Сотворения мира в раю. Но это одна из точек зрения — религиозная. С
научной точки зрения человек на Земле появился 30—40 тыс. лет назад в
Восточной Африке или Южной Азии. Используя карту (рис. 41) учебника,
учитель объясняет, где находилась предполагаемая территория прародины
человека, где были первые стоянки людей, по каким путям расселялись
люди.
Первые люди появились в местах с благоприятным климатом, с
достаточным количеством воды и пищи. В поисках пищи и других источников
существования люди расселялись по новым территориям. Причем вначале люди
заселяли наиболее удобные для жизни земли — с мягким климатом, большими
запасами пищи, отсутствием хищников.
На местах нового освоения люди со временем научились заниматься
земледелием, а затем животноводством. Земледелие и животноводство
способствовали развитию цивилизации на Земле, повышению численности
населения на планете.
Расселяясь по планете, люди приспосабливались к различным
природным условиям, создавая новые орудия труда, развивая науку,
культуру, искусство, ремесла (рис. 43—46 учебника).
Далее учащимся предлагается прочитать текст стоп-кадра «Как люди
живут у кромки льда и в пустыне» и установить, как люди приспособились к
жизни в этих условиях.
Домашнее задание
1. Изучить § 9.
2. Ответить на вопросы 2—7.
3. Выполнить задания 1, 8, 9. |