Цели урока:
• выяснить, как и с помощью каких способов изучают Землю;
• показать связь географии с практической деятельностью человека;
• выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли.
Оборудование: физическая карта полушарий, схема «Источники географической информации», книги, справочники, журналы по географии.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Космическая эра. Навигационные системы. Источники географической информации. Географические информационные системы.
Способы действий учащихся: ознакомиться со способами
получения современной географической информации; изучить основные
способы получения географической информации; уметь находить
географическую информацию в газетах, журналах, Интернете.
Ценностный компонент урока: показать ценность
географической информации для человечества; раскрыть значимость
современных технологий для географической науки.
Работа с учебником: комментированное чтение; нахождение в тексте ответов на вопросы.
Тип урока: комбинированный.
Проверка домашнего задания
1. Каковы были представления о Земле у людей в древности?
2. Как люди представляли землю в Средние века?
3. Когда и почему наступила эпоха Великих географических открытий?
4. Какое значение имели путешествия X. Колумба и Ф. Магеллана?
5. Каков вклад русских ученых и путешественников в освоение Земли?
Изучение нового материала
Учитель предлагает открыть § 3 на с. 16 учебника и выяснить, какие
вопросы будут обсуждаться на уроке. Далее путем комментированного
чтения учащиеся выясняют, какие исследования необходимы человеку в наше
время. Учащимся предлагается установить, какова роль исследований в
развитии географической науки.
Учитель обращает внимание на вывод о том, что сегодня человечеству
необходимо непрерывное наблюдение за земной поверхностью.
Далее учащиеся выясняют, как сегодня собирают информацию о Земле.
На основе текста учебника и рассказа учителя они составляют схему.
Важно подчеркнуть, что исследование земной поверхности
осуществляется различными способами. Учащимся необходимо показать
космические снимки земной поверхности, сделанные с искусственных
спутников Земли.
Раскрывая вопрос о навигационных системах, учитель объясняет, что
слово «навигация» в переводе с латинского языка означает «плыву на
судне». Навигация — это наука о способах выбора пути и методах хождения
судов, летательных и космических аппаратов. Ее задача — нахождение
оптимального маршрута (траектории), определение местонахождения,
направления и значения скорости и других параметров движения объектов.
Далее, рассматривая схему на с. 17 учебника, учащиеся знакомятся с
источниками географической информации. Выясняют, какие источники
географической информации имеются в кабинете географии, дома.
Завершая изучение этого вопроса, учитель видоизменяет схему,
помещенную в учебнике, и предлагает учащимся самостоятельно заполнить
новую схему.
В заключение урока учащиеся работают с заданиями тренажера.
Домашнее задание
1. Изучить § 3.
2. Ответить на вопросы 1—6.
3. Выполнить задания 7, 8 (по выбору). Обобщение по теме
Экспресс-контроль
|
1) Аристотель |
A) впервые употребил термин «география» |
|
2) Птолемей |
Б) первый достиг Северного полюса |
|
3) Р. Пири |
B) сделал вывод о шарообразности Земли |
|
4) Эратосфен |
Г) составил карту мира |
|
5) X. Колумб |
Д) открыл Америку |
- Кто был создателем первой географической карты?
- Продолжите предложение: Сбор информации о Земле осуществляется географами с помощью...
- Расскажите, какими источниками географической информации вы пользуетесь в своей жизни.
- По рисунку 6 учебника проследите маршрут путешествия
Афанасия Никитина. С помощью каких средств вы бы проделали этот маршрут
сегодня?
- Сравните рисунок 3, на котором изображена одна из первых
карт Эратосфена, с современной картой полушарий. Сформулируйте, как
изменились представления людей о Земле.
- Выясните, какие известные путешественники и ученые
исследовали территорию вашего края. С этой целью посетите ближайший
музей, изучите краеведческую литературу, используйте Интернет. Собранные
материалы поместите в портфолио.
- По физической карте полушарий и физической карте России
выясните, в честь каких русских путешественников, ученых названы
географические объекты.
|