ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 07.12.2019, 05:32
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [107]
ЛИТЕРАТУРА [200]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [54]
ИСТОРИЯ [126]
МАТЕМАТИКА [82]
БИОЛОГИЯ [90]
ГЕОГРАФИЯ [156]
ХИМИЯ [56]
ФИЗИКА [54]
ИНФОРМАТИКА [39]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [24]
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ [28]
ОБЖ [38]
ТЕХНОЛОГИЯ [48]
ФИЗКУЛЬТУРА [30]
МХК [25]
МУЗЫКА [22]
ИЗО [25]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [56]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ГЕОГРАФИЯ

Урок географии в 6 классе "Биосфера — земная оболочка"
23.07.2014, 17:41

      Цели урока:
      • выяснить значение биосферы;
      • формировать понятие «биосфера»;
      • раскрыть роль живых организмов в биосфере;
      • формировать понятия «почва» и «типы почв»;
      • выявить взаимосвязи в круговороте веществ в природе;
      • показать необходимость охраны биосферы.
      

Оборудование: карта полушарий, схема «Строение биосферы», схема «Круговорот веществ в природе».
  

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Биосфера. Живые организмы. Почва. Плодородие почв. Перегной. Круговорот веществ в биосфере.
Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение растительности, животного мира и почв своей местности.
Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами; доказать, что человек — часть биосферы.
Работа с учебником: работа со шмуцтитулом и рисунками учебника.

      Проверка домашнего задания

  1. Чем погода отличается от климата?
  2. Что такое воздушные массы? Какие вы знаете воздушные массы? Чем воздушные массы отличаются друг от друга?
  3. Докажите, что Океан влияет на климат.
  4. Согласны ли вы с мнением известного географа А. И. Воейкова о том, что теплые течения — трубы водяного отопления земного шара? Ответ аргументируйте с помощью карты.
  5. Как влияют на климат горные районы?
  6. Опишите сегодняшнюю погоду.
  7. Назовите погодные явления, которые носят катастрофический характер.

      Изучение нового материала
      Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета — эту проблему мы будем решать на уроке. Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь. Зона места обитания живых организмов на нашей планете охватывает верхние слои земной коры, гидросферу и нижние слои атмосферы. Учащихся подводят к выводу о том, что биосфера определяется наличием условий, необходимых для жизни организмов.
      Название оболочки, где распространена жизнь, в конце XIX в. дал австрийский геолог Эдуард Зюсс. Этот ученый ввел термин «биосфера» (от слова «биос» — жизнь, «сфера» — шар). В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере. По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы. Далее учитель дает определение биосферы, включающей нижнюю часть воздушной оболочки (атмосферы), водную оболочку (гидросферу) и верхнюю часть литосферы.
      Определяя биосферу, В. И. Вернадский ввел понятие «живое вещество» — совокупность всех живых организмов и продуктов их жизнедеятельности. Учитель подчеркивает, что биосфера связана с другими оболочками Земли и состоит из:
      а) собственно живого вещества (т. е. созданного и преобразованного организмами);
      б) косного вещества (образованного геологическими процессами), например горные породы;
      в) биокосного вещества (сочетание живого и неживого вещества), например почва. Поэтому биосферу нельзя связывать только лишь с растениями и животными, хотя живое вещество биосферы покрывает почти всю поверхность планеты.
      Живое вещество биосферы распространяется по земной поверхности и оказывает влияние на окружающую среду, изменяя ее. Так, живые организмы ученые обнаружили в многолетних толщах льда, донных отложениях глубоководных впадин, недрах вулканов.
      На уроке определяют границы биосферы.
      Учитель отмечает, что пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160 °С и давлением 0,001—3000  атм. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.
      Затем учащиеся выясняют, какие живые организмы обитают в биосфере. С этой целью учащиеся изучают текст на с. 159—160 учебника и отвечают на вопросы: сколько видов живых организмов на Земле? Что такое органический мир? Почему человек — часть органического мира? Какие особенности характеризуют мир растений? Каковы особенности обитания живых организмов в Океане?
      Далее изучается особое вещество биосферы — почва. Вначале определяется, что такое почва и как она образовалась. Можно подчеркнуть, что удивительное природное тело — почва находится у нас под ногами. К ней у людей всегда было особое отношение. Они обожествляли почву, называли ее матушкой, кормилицей, землицей. Вы знаете, что от почвы зависит урожай зерна, овощей, фруктов.
      Долгое время у ученых не было ответа на вопросы: что такое почва? Как она образовалась? Только в конце XIX в. великий русский ученый, основатель почвоведения (науки о почвах) Василий Васильевич Докучаев смог ответить на эти вопросы. Ученый выяснил, что почва — особое природное тело, такое же, как минералы, растения, животные. Она образовалась под влиянием горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. На образование почвы влияет деятельность человека, а также такой особый фактор, как время. Действительно, почвы образуются очень медленно под воздействием перечисленных условий. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5—2 см. Этот факт свидетельствует о том, что люди должны бережно относиться к этому удивительному дару природы.
      Почва — самый верхний, очень тонкий (толщина его колеблется от нескольких сантиметров до 2—3 м) слой на поверхности Земли, образовавшийся в результате длительного взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы.


      Учитель отмечает, что почву населяют многочисленные живые организмы. Из чего же они получают все вещества, необходимые для жизни? В почве живут крупные животные — землеройки и кроты, ходы которых отмечены на поверхности кучками земли. Они роют, рыхлят, перемешивают почву. Особенно большую роль в жизни почвы играют дождевые черви, насекомые и их личинки, клещи, которые, питаясь растительными остатками, перерабатывают их в перегной.
      Далее отмечается, что самое главное свойство почвы — плодородие. Учащиеся выясняют сущность этого понятия. Плодородие зависит от наличия в почве органического вещества — перегноя (гумуса). Этим почва отличается от горных пород. Если посадить семена растений в почву, песок или глину, то можно убедиться, что семена, если их поливать, дадут ростки только в почве. Значит, в почве содержатся все питательные вещества, которые необходимы для нормального развития растений. Наиболее богаты питательными веществами черноземные почвы. Толщина слоя гумуса в них достигает 1—1,5 м. Черноземы распространены в степях. Под смешанными и хвойными лесами образуются подзолистые почвы. Их цвет напоминает золу. Содержание гумуса в них невелико.
      Количество перегноя, ежегодно образующегося в почве, зависит от многих условий: состава и количества остатков растительности, скорости их разложения в течение года и т. д. Разложение растительных и животных остатков зависит от климата. В суровом, холодном климате они слабо разлагаются, поэтому слой перегноя незначителен. В условиях сухого, теплого климата происходит более быстрое разложение органических веществ.
      Условия образования разных типов почв различны. В зависимости от рельефа, вод, климата, растительных и животных организмов для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами. Затем, используя рисунок 119 учебника, ученики разбирают типы почв.
      Учитель обращает внимание на то, что почву необходимо беречь. Почву называют бесценным природным богатством за то, что она одевает, кормит, дает сырье для промышленности, лес для строительства. Она нуждается в бережном отношении, поскольку очень легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром. Однако самый большой урон почве наносит человек. Неправильная распашка почвы, неумелое применение удобрений, ядохимикатов, давление на почву мощной сельскохозяйственной техники, загрязнение окружающей среды — все это приводит к гибели почвенных организмов, к разрушению верхнего, плодородного слоя почвы.
      Следующий вопрос, который изучается на уроке: как происходит круговорот веществ в биосфере? Для изучения этого вопроса используют рисунок 120 учебника.
      В завершение урока учитель подводит итоги: выясняет, с какими новыми понятиями ученики познакомились, что означают эти понятия, помогает сделать выводы.

      Домашнее задание
      1. Изучить § 28.
      2. Ответить на вопросы 1 —10.
      3. Выполнить задания 11—12.
      4. Подготовить сообщение о В. И. Вернадском и В. В. Докучаеве (по выбору).
      Если на изучение курса отведено 70 ч, то на эту тему отводится три урока: на первом уроке изучается биосфера, на втором уроке — почвы, на третьем уроке — круговорот веществ в биосфере.

Категория: ГЕОГРАФИЯ | Добавил: admin | Теги: урок географии, конспект урока географии, поурочные планы уроков географии, учителю географии, география в школе, открытый урок географии, Карта
Просмотров: 3981 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0