Сесть на железный круг
И, взяв большой магнит,
Его забросить вверх высоко,
Докуда будет видеть око,
Он за собой железо приманит
Эдмон Ростан
Задачи урока: развитие навыков
самостоятельной работы с оборудованием, а также
физического мышления и речи учащихся.
Подготовка к уроку. За день до урока
класс делится на группы. Выдаётся общий список
заданий, например: предложить способ удаления
записи с магнитной ленты, увеличения пределов
измерения приборов магнитоэлектрической
системы, размагничивания магнита; определить
расположение полюсов магнита с помощью
осциллографа. Группы, выбрав тему исследования,
дома составляют его план.
Ход урока
I. Организационный этап (3
мин). Сообщаются цели урока: на основе знаний,
полученных при изучении темы «Магнитное поле»,
решить ряд проблем. Предлагается комплект
оборудования для решения экспериментальных
задач:
разработать способ определения
полюсов дугообразного магнита: осциллограф,
закрытый дугообразный магнит;
разработать способ удаления записи с
магнитной ленты: магнитная лента, магнит,
аудиоплеер;
разработать способы размагничивания
намагниченного тела: электромагнит, бритвенные
лезвия, мелкие железные предметы (кнопки,
скрепки), спички, сухое горючее, штатив;
разработать способ увеличения
пределов измерения приборов
магнитоэлектрической системы: демонстрационный
амперметр (с шунтом на 3 А), провода, реостат,
магниты.
Группы рассаживаются за лабораторные
столы.
II. Эксперимент. В течение 10 мин
учащиеся проводят эксперимент, решая выбранную
проблему.
III. Представление результатов
исследований (по 6 мин). Рабочие группы
представляют результаты своих исследований.
Вначале они напоминают классу краткую теорию по
своей проблеме: «Устройство электронно-лучевой
трубки», «Сила Лоренца» (1-я группа); «Магнитные
свойства веществ. Ферромагнетики», «Магнитная
запись информации» (2-я группа); «Увеличение
пределов измерения электроизмерительных
приборов», «Устройство измерительных приборов
магнитоэлектрической системы» (3-я группа);
«Доменная природа ферромагнетиков», «Явление
гистерезиса» (4-я группа). Затем предлагают способ
решения и демонстрируют его.
IV. Подведение итогов. Анализируется
порядок выполнения действий для решения
проблемы, учащиеся самостоятельно формулируют
вывод о важности эксперимента как необходимом
этапе в решении поставленных практических задач.
|