В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей:
красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево… Некоторые
из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах,
главным образом для приготовления художественных красок. Ведь природные
красители с такими красивыми названиями получают из растений и
животных, а это, как вы понимаете, дорого и сложно. Зато натуральные
красящие вещества очень ярки, прочны, светостойки. Любопытно было
бы проверить. Но каким образом? Кампешевое дерево растет в Южной
Америке, сандал — в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин — из
кошенили (крошечных насекомых)… И все же получить природные
красители даже в домашних условиях, даже в средней полосе нашей страны
вполне возможно. И в привычных для нас растениях есть красящие вещества,
пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими
пользовались. Попробуем и мы извлечь красители из растений, а потом на
их основе приготовим водорастворимые краски, известные всем как
акварельные. Естественно, что красители, которые мы будем добивать,
должны хорошо растворяться в воде. Все красители будем готовить
одним и тем же способом: измельчим растения или какие-либо их части и
будем долго кипятить в воде, чтобы получился концентрированный отвар. Он
должен быть достаточно густым. Извлекать сухой краситель нам не
потребуется — все равно ведь нам предстоит готовить водорастворимую
краску. Очень важное замечание: берите только те растения,
которые разрешено собирать там, где вы живете; ни в коем случае не рвите
растения, взятые под охрану в вашей области или республике. И в любом
случае, чтобы не наносить вреда природе, ограничьте число собранных
растений до минимума. Начнем с красного красителя. Его можно
получить из стебля зверобоя (отвар надо подкислить) или из корня
подмаренника, Возможно, вы не знаете, как выглядят названные растения. В
таком случае посоветуйтесь с учителем биологии либо возьмите в
библиотеке какой-либо справочник или определитель растений; в них, как
правило, даются и описания растений, и их рисунки. Ольховую кору
положите в воду на несколько дней, а потом приготовьте отвар. Вновь у
вас получится красный краситель. Его можно извлечь также из корней
конского щавеля, но в этом случае не забудьте прибавить к готовому
отвару немного алюминиевых квасцов — иначе цвет будет тусклым. Из
корней известного растения девясила (он, как и зверобой, относится к
лекарственным травам) можно получить синий красителе. Для этого корни
надо сначала подержать в нашатырном спирте — водном растворе аммиака.
Синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей
гречишки. Краситель зеленого цвета извлекают из листьев
трилистника (тоже, кстати, лекарственная трава). Не такой яркий, но тем
не менее красивый серо-зеленый краситель вы добудете из листьев и
стеблей манжетки; перед приготовлением отвара их необходимо тщательно
измельчить. Желтый краситель дают многие растения: дрок
красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья, ягоды),
подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается желтый краситель с
лимонным оттенком. Если отварить в воде сухую кожуру репчатого
лука, то получается коричневый краситель разных оттенков — от почти
желтого до темно-коричневого. Другой источник такого красителя — сухая
кора жостера. Ягоды черники и ежевики, как нетрудно догадаться,
содержат фиолетовый краситель. Он не очень стоек, но вполне может
пригодиться для акварельных красок. А из стеблей и листьев чистотела
удается извлечь краситель оранжевого цвета. А как получить черный
пигмент? Во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней
воронца. Но есть и другой способ, более простой: добавить железный
купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары
содержат дубильные вещества типа танина (вспомните опыты с чаем), и в
присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными. Вы
запаслись достаточным количеством густых разноцветных отваров? Тогда
приступим к главному — изготовлению акварельной краски. Главные ее
составные части — краситель и вода, но есть и другие обязательные
компоненты. Прежде всего, такие вещества, которые скрепляют краску с
бумагой, например гуммиарабик или древесные клеи — вещества с повышенной
липкостью. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске
растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого
мед, патока, глицерин. И последняя добавка — антисептик и
дезинфицирующее вещество. Ведь мы имеем дело с веществами растительного
происхождения, а их надо защищать от действия микроорганизмов (плесневых
грибков, которые непременно захотят питаться нашими красками). Если
у вас нет гуммиарабика, то в качестве клеящего вещества лучше всего
взять вишневый или сливовый клей, натеки на стволах, которые можно
собрать прямо с деревьев — им это не во вред. Правда, такой клей (говоря
точнее, — камедь) в воде растворяется с трудом, но если добавить
немного кислоты, то растворение пойдет значительно быстрее. Для
краски каждого цвета приготовьте 5–7 мл клеевого раствора примерно 50
%-ной концентрации. Смешайте его с равным количеством глицерина или же
примерно втрое меньшим количеством меда. Антисептиком будет служить
фенол, его 5 %-ный раствор под названием «карболовая кислота» есть в
аптеках. Этого вещества нужно очень мало, буквально несколько капель. Все
компоненты будущей краски смешайте. Основа краски готова, нет только
самого важного — красителя. Добавляйте его в последнюю очередь в виде
густого отвара, взяв его примерно столько же, сколько у вас получилось
основы для краски. Вот, собственно, и вся процедура. Возможно, вы
удивлены, отчего краска получилась не твердая — в магазинах ее продают в
плитках. Однако художники пользуются и полужидкими акварельными
красками, в тюбиках. По консистенции они как раз напоминают те
разноцветные краски, которые вы только что приготовили. Если вы
собираетесь хранить свои краски, обязательно перелейте их в какие-нибудь
склянки, плотно закрывающиеся полиэтиленовыми пробками, в противном
случае краски скоро высохнут. А работать ими надо так же, как и всякими
другими акварельными красками: мягкая кисть, плотная бумага… Впрочем,
среди юных химиков наверняка есть и юные художники. Прежде чем
перейти к новой теме, дадим еще один совет: попробуйте окрасить ткань.
Ведь в старину большую часть растительных красителей использовали именно
для этой цели. Договоримся только вот о чем: не кладите в красильную
ванну (а ею может служить миска или таз) хорошие вещи.
Поэкспериментируйте сначала с кусочками чистой белой ткани или пряжи. И
только в том случае, если вы убедитесь, что опыт проходит успешно,
берите какую-либо вещь — обязательно из тех же волокон, на которых вы
ставили эксперимент. Перед окраской ткань, как правило, требуется
протравить — подержать в горячем растворе какой-либо соли; для этой
цели часто берут раствор алюмокалиевых квасцов. Подержав ткань или пряжу
в протраве несколько минут, опустите ее в отвар красителя,
предварительно процеженный через марлю, и кипятите в нем. Точного
совета, насколько крепким должен быть отвар, дать, к сожалению, нельзя,
потому что два внешне одинаковых растения могут содержать разные
количества красящего вещества. Так что концентрацию и время обработки
придется подбирать опытным путем. Назовем несколько растении, из
которых можно получить неплохие красящие отвары для ткани. Начнем с
упоминавшейся уже луковой шелухи. В ее отваре ткань станет
желто-красной, если протравить ее квасцами, и зеленой, если протравить
железным купоросом. Луковую шелуху использовали с давних времен для
крашения шерсти и льна. Из листьев и стеблей картофеля тоже можно
приготовить краситель. Их отвар окрасит ткань в лимонный цвет, если
ткань заранее обработана раствором какой-либо соли олова. А отвар корня
ревеня придаст ткани, протравленной раствором железного купороса,
болотный цвет. Для окрашивания шерсти можно использовать и отвары
из коры деревьев. Так, кора ольхи окрасит шерсть в темно-красный цвет,
кора ясеня — в синий. Древесина дикой груши содержит коричневый
краситель (шерсть перед крашением надо протравить в водном растворе
какой-либо соли висмута). В листьях березы есть серо-зеленый краситель,
правда, он не очень эффектен. В былые времена редко, но все же
красили шерсть раствором кофе, только сырого, чтобы получить зеленый
цвет. Опробуйте и этот краситель, благо сырых кофейных зерен нужно
совсем немного. Их надо размолоть и отварить с добавкой стиральной соды,
а шерсть перед тем, как погружать ее в отвар, протравите в горячем
растворе квасцов. Если это занятие придется вам по вкусу,
проверьте сами красящее действие других растений в сочетании с разными
протравами. Не исключено, что вы обнаружите какое-либо неизвестное или
совершенно забытое сочетание, и окраска окажется на редкость красивой. |