logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Детский театр

Дидактическая цель. Учить детей выделять в произведении основные события, передавать свои мысли без слов.

Содержание. Учитель знакомит детей с произведением и даёт задание: показать услышанное при помощи жестов и мимики.

Например: «Репка» – дети стараются передать содержание сказки без слов, имитируя движения главных героев, и т.п.

 

 

Опорные слова

Дидактическая цель. Развивать умение запоминать в тексте детали сюжета, воссоздавать их в устных пересказах.

Содержание.

I вариант
Учитель даёт ряд слов из недавно прочитанного произведения. Например: пшеничной колосок, зерно, мельница, мука, тесто, пирожки. Дети должны назвать произведение, о котором идёт речь, и пересказать его с использованием опорных слов.


II вариант
Дети должны прочитать произведение и определить опорные слова, с помощью которых можно полнее всего воссоздать заданный отрывок произведения.
Например: после чтения сказки «Волк войтом» ученики выписывают ряд слов – осёл, волк, войт, люди, хлоп.
Выиграет тот, по чьим словам легко воссоздать сказку.

 

 


Что вначале, что в конце

Дидактическая цель. Развивать умение анализировать, учить, запоминать последовательность событий в произведении.
Содержание. Учитель читает отрывок произведения с определённым событием, а дети называют те события, которые происходили раньше или позже. Выиграет команда, которая назовёт точный порядок событий.
Например: «Вдруг бедняк увидел на обочине дороги дедушку. Тот быстро подошёл к бедняку, спросил: «Чего ты, друг, печальный?»
- Что было до того?
- Что было позже?

 

 

Нарисуем мультфильм

Дидактическая цель. Учить определять главные события, которые вплетаются в основное содержание произведения, различать главное и второстепенное, развивать умение анализировать и синтезировать.

Содержание. Дети делятся на группы, получают задания на карточках, выполняют его, обмениваются мнениями.

Задание:
- Какие рисунки можно нарисовать к сказке «Колобок», чтобы дети, которые её не читали, поняли содержание?
- Выберите среди представленных иллюстраций наименьшее количество, по которым можно воссоздать содержание сказки.
- Выберите из произведения или придумайте подписи к иллюстрациям.
В результате выполнения задания должен получиться мультфильм.

 

 


С циферблатом я дружу – сразу и ответ скажу

Дидактическая цель. Учить детей ориентироваться в сюжете, дать знания о жанровых особенностях сказки.
Содержание. У участников игры имеются модели циферблатов с часовой стрелкой.
Учитель задаёт детям вопрос по смыслу прочитанных произведений. Ответом должна стать цифра: ученики ставят стрелку циферблата на соответствующее число.
Например (сказка «Котыгорошко»):
- Сколько было сыновей у отца Котыгорошка? (6)
- Сколько суток летела первая булава? (12 суток)
- Какая булава подошла мальчику? (2)
- Каким ударом Котыгорошко убил Змея? (3)
- Сколько друзей было у Котыгорошка? (3)

 

 


Литературный музей

Дидактическая цель. Закреплять знание о жанровых особенностях сказки. Содержание. Учитель проводит воображаемую экскурсию по залам музея. Каждый зал получит название согласно жанровым особенностям произведения. Например: сейчас мы побываем в музее, где есть Зал Сказок. В этом зале выставлены волшебные предметы. Догадайтесь, кому они принадлежат. Шкатулка с деньгами («О бездельнике Юрке, мамином сынке»), яйцо-райцо («Яйцо-Райцо»), перстень («Змеев перстень»).

 

 


Машина времени

Дидактическая цель. Учить детей определить зависимость между сюжетом и временем, в котором происходят события, развивать фантазию, творческие литературные способности.
Содержание. Учитель даёт детям задания в группах. Выиграет та группа, которая наиболее быстро и интересно составит самое короткое новое произведение по известному сюжету.
Например: представьте себе, что события произведения и герои переносятся в другое время…
- Что в произведении должно измениться?
- Что может остаться таким же?
- Какие события станут невозможными?

 

 


Нарисуй карту

Дидактическая цель. Учить детей понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.
Содержание. Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий. Выиграет группа, которая лучше всего составит карту произведения.
Например: нарисовать карту к сказке «Колобок». Цветом обозначить характеры персонажей.

 

 

Соавторы

Дидактическая цель. Учить детей определять зависимость между элементами сюжета, запоминать их.
Содержание. Учитель читает произведение или дети самостоятельно знакомятся с ним.
Задание:
- Придумай продолжение произведения. Какие события могли состояться в будущем?
- Кто из героев сильнее всех повлиял на события? Если его забрать, как изменится сюжет произведения?
- Какое событие повлияло на дальнейшее развитие сюжета?

 

 

Одинаковое начало

Дидактическая цель. Учить детей понимать построение произведения, находить общее в разных произведениях жанра.
Содержание. Играть могут как отдельные ученики, так и группы детей. Учитель даёт задание.


I вариант
Вспомните, какие сказки начинаются одинаково. (Например, «Жили-были дед и баба»).


II вариант
Вспомните, какие сказки заканчиваются одинаково. (Например, «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец»).


III вариант
Вспомни сказки:
- Которые заканчиваются свадьбой.
- Где младший брат лучше всех выполняет все задания.

 

 

Появился – исчез

Дидактическая цель. Учить определять взаимосвязь между присутствием героев в произведениях и изменениями в сюжете, развивать творческое воображение.
Содержание. После ознакомления с произведением дети работают в группах. Каждой группе предлагаются задания:


I вариант
Представьте себе, что в центре событий, которые происходят в произведении, оказался персонаж из другого произведения. Меняется ли сюжет, как развиваются события дальше?
Выиграет группа, которая расскажет лучший вариант сказки.
Например: сказка «Дрозд и голубь»


II вариант
Представьте себе, что один из героев произведения по приказу волшебника исчез. Изменится ли сюжет, как будут развиваться события дальше?
Например: сказка «Колобок» (изменение: исчезнувшая Лисичка).

 

 

Найди мне пару

Дидактическая цель. Учить детей определять основную сюжетную линию, сравнивать сюжеты разных произведений.
Содержание
I вариант
Учитель предлагает ученикам вспомнить произведения с подобными сюжетами.


II вариант
К названному произведению подобрать произведения с подобными сюжетами.


III вариант
Выбрать из группы произведений лишь те, которые имеют подобный сюжет.
Например: выберите среди названных произведения с подобными сюжетами: «Рукавичка», «Зайчишкин домик», «Железный волк», «Летающий корабль».
Задания после игры:
- Подобны ли сюжеты этих сказок?
- Что общего во всех сказках?
- Чем отличаются именно эти сказки?

 

 

Юный сказочник

Дидактическая цель. Формировать представление о сюжете, развивать творческое представление о сюжете, развивать творческое воображение и литературные способности.
Содержание. Прочитав ряд произведений, дети должны написать своё: одно действующее лицо взяв из одного произведения, второе из другого, а ход событий воссоздать, как в третьем.
Например: главный герой – Колобок, второй герой – Соломенный бычок, сюжет «Козы-Дерезы».

 

 

Что было перед тем? Что произошло после того?

Дидактическая цель. Дать представления о композиции, развивать творческое воображение, формировать навыки письменной речи с элементами фантазирования.
Содержание. Дети должны придумать и записать, что могло случиться с героями после окончания произведения, составить концовки или придумать события, которые могли предшествовать изложенным в произведении.
Например: «Лисичка-Сестричка и Волк-Панибрат».
(Вовка отомстил Лисичке за обман.)

 

 

О чём расскажут непрочитанные произведения?

Дидактическая цель. Учить детей настраиваться на книгу и правильно начинать знакомство с ней, определить тему, возможное содержание книги.
Содержание. Учитель демонстрирует ученикам незнакомую книгу. Дети раскладывают обложку, титульную страницу, иллюстрации, содержание. Выиграет тот, кто быстрее догадается, о чём может рассказываться в этой книге.
Задание после игры. Прочитай произведение, проверь, правильно ли ты определил содержание непрочитанной книги.

 

 

Вспомни заглавие

Дидактическая цель. Формировать умение определять заглавие как отражение идеи и темы произведения, расширять читательские интересы.
Содержание. Учитель предлагает дать названия произведениям художественной литературы, в заглавиях которых есть разделительные знаки.
Например:
Запятая (Будь осторожна, Маша).
Три точки (Не то лето, после войны…).
Кавычки («Не хочу богатства»).
Дефис (Лисичка-Кума).
Вопросительный знак (Как пауки путешествуют?).
Восклицательный знак (Украина!).
Задание после игры. Вспомнив заглавие, ученик должен сказать, что оно раскрывает, о чём рассказывает автор или что он хотел сказать своим произведением.

 

 

Присказка-сказка

Дидактическая цель. Учить детей понимать прочитанное, смотреть на события глазами автора.
Содержание. На доске записаны пословицы, учитель читает произведение и просит выбрать те из них, которые соответствуют основной мысли произведения.
Например: «Колосок» – Землю красит солнце, а человека – труд.

 

 

Мы авторы

Дидактическая цель. Учить детей составлять свои произведения по законам определённого жанра.
Например: составить рассказ, сказку, басню по сюжету сказки «Курочка Ряба».
Составить такую концовку к известной всем истории, которая бы вам больше понравилась.

 

 

 

 

Поиск

Блок "Поделиться"

 
 

 

Яндекс.Метрика  

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.