logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

В 5-м классе мы познакомились с поэтическим миром Ивана Алексеевича Бунина, его стихами о детстве, о тайниках человеческой души. Вспомните, что значит понятие "поэтический мир”. Это значит, что творчество поэта — целый мир, богатый и разнообразный. И в то же время поэтический мир — это автопортрет поэта.

Только портрет этот отражает не внешние черты человека, а внутренние, которые мы называем душой. В лирике главное лицо — сам поэт. Однако кроме авторского "я” лирику Бунина населяет вереница разнообразных лиц: пахари, грузчики, плотовщики, сплавляющие лес, рыбаки, моряки...

Известны широкие симпатии Бунина к людям труда. Для него счастье — видеть мирный крестьянский труд, радость — слышать "гул молотилки на гумне”, "стук валька и топора”, "шум мельницы”, "скрип сошника в весенней борозде...”.

Сегодня на уроке мы познакомимся с тремя стихотворениями И.А. Бунина о жизни деревни, о людях, работающих на земле. Я вам раздам карточки, где напечатаны эти стихотворения. А вы попробуете сами придумать название к ним и подобрать пропущенные эпитеты, и только затем мы выразительно прочитаем их и выполним задания дидактического материала к каждому стихотворению.

В слабых классах эту работу можно дать по вариантам.

Вариант I.

ПАХАРЬ

Легко и бледно небо голубое,
Поля в весенней дымке. Влажный пар
Взрезаю я — и лезут на подвои
Пласты земли, бесценный Божий дар.

По борозде спеша за сошниками,
Я оставляю мягкие следы —
Так хорошо разутыми ногами
Ступать на бархат тёплой борозды!

Упражнение 1. Какие звуки повторяются в первой строфе? А в других строфах?

Повторение согласных звуков называется аллитерацией. В стихотворении 17 раз повторяется звук [л], 11 раз — [?], а [ж] и [ш] — ? Что передают эти звуки? Слышите ли вы шорох, шуршание пластов земли, ласковость, мягкость идущего плуга, рассыпчатость борозды под босыми ногами пахаря?

Упражнение 2. Найдите слова с переносным значением. Исправьте ошибки, допущенные в таблице.

Метафора

Эпитеты

Легко и бледно небо

Бархат борозды

Море чернозёма

Тусклый блеск

Поля в дымке

Лилово-синий чернозём

Упражнение 3. Заполните пробелы в тексте.

Лирический герой стихотворения дан в окружении нежной ____________ природы, где бледно-голубое небо, _______________ дымка первых листьев и всходов, а море чернозёма лилово-синее.

И.А. Бунин воспевает в стихотворении "_______” щедрость природы и радость труда на земле. Земля — бесценный ___________ дар. Она бархатная, тёплая, щедрая, работать на ней — великое счастье.

Упражнение 4. Прочитайте самостоятельно былину «Вольга и Микула Селянинович» и сравните эти два произведения. В чём их сходство?

Упражнение 5. Тест.

1. Поэт использует в стихотворении рифмовку:

Начало формы

 парную

 перекрёстную

 кольцевую

Конец формы

2. Поэт употребил рифму:

Начало формы

 мужскую

 женскую

 чередование женской и мужской рифм

Конец формы

3. Стихотворение написано:

Начало формы

 ямбом

 хореем

 дактилем

Конец формы

4. Повторение согласных звуков называется:

Начало формы

 ассонансом

 аллегорией

 аллитерацией

Конец формы

Вариант II.

Уж подсыхает хмель на тыне
За хуторами на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни.

Уж хлеб свезён, и вдалеке,
Над старою степною хатой,
Сверкает золотой заплатой
Крыло на сером ветряке.
(1903)

Лексическая работа

Хмель — вьющееся растение с длинными тонкими стеблями.

Тын — забор, частокол.

Бахча — участок, засеянный арбузами, дынями.

Ветряк — ветряная мельница.

Дидактический материал

Упражнение 1. Подберите пропущенные эпитеты. Проанализируйте, совпали ли ваши эпитеты с бунинскими?

Уж подсыхает хмель на тыне
За хуторами на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют __________ дыни.

Уж хлеб свезён, и вдалеке,
Над старою степною хатой,
Сверкает _______ заплатой
Крыло на сером ветряке.

Упражнение 2.

а) Нарисуйте словами, что изобразил поэт в стихотворении?

б) Дополните картину. Что растёт возле хаты?

в) Какими красками вы изобразили бы:

подсыхающий хмель —

хату —

мельницу —

небо —

г) Почему для изображения мельницы понадобилось бы два цвета? Какие?

д) Какое время года изобразил поэт в стихотворении? Докажите своё мнение.

Упражнение 3. Придумайте название к этому стихотворению. Что отразилось в вашем названии — тема или идея произведения?

Упражнение 4. Одинаковое начало двух или нескольких соседних предложений называется анафорой, которую Бунин использует в этом стихотворении:

Уж подсыхает хмель...
Уж хлеб свезён...

Вспомните стихотворения, где тоже есть анафора. А чьё это стихотворение?

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...

Упражнение 5. Тест.

1. Что такое пейзаж?

Начало формы

 описание внешности человека

 описание природы

 описание помещения

Конец формы

2. В строке "Сверкает золотой заплатой крыло на сером ветряке” использована:

Начало формы

 метафора

 олицетворение

 сравнение

Конец формы

3. Найдите правильное лексическое толкование слову "хлеб” в стихотворении:

Начало формы

 пищевой продукт, выпекаемый из муки

 плоды, семена злаков, зерно

 средство к существованию, заработок

Конец формы

Упражнение 6. Заполните пробелы в тексте.

В пейзаже И.А. Бунина много ярких красок (краснеют [какие? — бронзовые] дыни, сверкает [чем? — золотом] крыло ветряка), потому что в стихотворении изображена осень, а осень [какова? — щедра] на краски. Конечно, Бунин любуется щедростью и красотой осенней природы, но главное для поэта — это счастье видеть плоды человеческого труда (хмель, дыни на бахче, хлеб свезён, мельница работает), счастье человека — в мирном труде, в достатке.

Вариант III.

Старик у хаты веял, подкидывал лопату,
Как раз к Святому Спасу покончив с молотьбой.
Старуха в чёрной плахте белила мелом хату
И обводила окна каймою голубой.

А солнце, розовея, в степную пыль садилось,
И тени ног столбами ложились на гумно,
А хата молодела — зарделась, застыдилась —
И празднично блестело протёртое окно.
(1903)

Лексическая работа

Молотьба — извлечение зёрен семян из колосьев путём выбивания железным цепом.

Веять — очищать обмолоченное зерно от мякины и сора на веялке или подбрасывая его деревянной лопатой.

Гумно — площадка для молотьбы сжатого хлеба.

Плахта — юбка из кустарной украинской ткани.

Хата — на юге России, на Украине и в Белоруссии — крестьянский дом.

Святой Спас — церковно-бытовой праздник в конце лета.

Рдеть — краснеть, становиться красным.

Упражнение 1. Точное слово.

Подберите пропущенные слова. Если слова, подобранные вами, не совпадут с бунинскими, подумайте, почему поэт выбрал именно этот цвет, это действие.

Старик у хаты веял, подкидывал лопату,
Как раз к Святому Спасу покончив с молотьбой.
Старуха в ___________ плахте белила мелом хату
И обводила окна каймою _____________________ .

А солнце, розовея, в степную пыль садилось,
И тени ног столбами ложились на гумно,
А хата молодела — зарделась, _______________ —
И празднично блестело протёртое окно.

Упражнение 2. Выберите название к этому стихотворению:

«Старик и старуха»;

«Святой Спас»;

«Вечер»;

«Счастье».

Объясните свой выбор. Что отразилось в вашем названии: тема произведения или его идея?

Упражнение 3.

а) Назовите, какие краски вам бы понадобились, если бы вы рисовали эту картину.

б) Скажите, что бы вы услышали, подойдя к плетню этой хаты? С чем можно сравнить шум падающего зерна?

в) Подумайте, что растёт у хаты: какие деревья, кустарники, цветы?

г) Что вы ещё можете увидеть во дворе хаты?

Упражнение 4. Подберите к данным словам слова с противоположным лексическим значением:

чёрный —

молодела —

празднично —

Есть ли антитеза в этом стихотворении?

Упражнение 5. Заполните пропуски в тексте.

В стихотворении И.А. Бунина нарисована будничная картина крестьянского труда: _____________ и _______________ хаты. А за этим повседневным крестьянским трудом вырисовывается праздничное, яркое полотно. Зерно, подброшенное _______________, становится розово-золотым в лучах заходящего солнца. А хата блестит _______________ окнами и сияет _______________ белизной после побелки.

Упражнение 6. Тест.

1. В строке "И тени ног столбами ложились на гумно” автор прибег к:

Начало формы

 метафоре

 сравнению

 антитезе

Конец формы

2. В строке "А хата молодела — зарделась, застыдилась” используется:

Начало формы

 гипербола

 олицетворение

 антитеза

Конец формы

3. Найдите метафору:

Начало формы

 каймою голубою

 солнце в пыль садилось

 празднично блестело окно

Конец формы

4. Определите рифму:

Начало формы

 перекрёстная

 парная

 кольцевая

Конец формы

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.