logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель урока. Продолжить знакомство со сказкой; познакомить с терминами "сказка”, "присказка”, "зачин”, "концовка”, "премудрости” сказки.

I. Проверка домашнего задания

Дети читают придуманные загадки, класс определяет, к какому типу они относятся. Во время проверки загадок определённого типа класс оценивает правильность их классификации.

II. Есть ли у вас любимые сказочные герои? Как вы думаете, могут ли поселиться в одном домике все названные вами герои? (лиса, кот, медведь; Аладдин, Баба-яга, царь, мужик, Снегурочка)

Раньше мы как-то не задумывались о том, какие бывают сказки. А оказывается, сказки можно разделить на три большие группы.


Задание для работы в парах (учебника, статья «Русские народные сказки»).

Какие герои действуют в волшебных, социально-бытовых, сказках о животных. После ознакомления со статьёй учебника заполняется таблица.

Волшебные

О животных

Социально-бытовые

Персонажи, герои

Заступник,
злодей, 
страдалец, 
чудесные 
помощники.

Животные

Обычные люди

Теперь можно вернуться к домикам и расселить персонажи, прокомментировав своё решение.

III. Сообщение учителя

Сказки — произведения большого искусства. Кто же создал эти сказки? Реальными создателями сказок, конечно, были их исполнители — многие и многие безымянные сказочники (бахари).

Чем же сказки отличаются от других жанров?

Сказка — художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера.

Композиция сказки (построение художественного произведения):

присказка;

зачин;

концовка.

Дети, работая со статьёй учебника на странице 10, находят значения терминов ("присказка”, "зачин”, "концовка”), приводят примеры.

Сказку можно узнать по сказочным "премудростям”:

постоянные эпитеты (Иван-Царевич, добрый молодец, красно солнышко);

троекратные повторы (за тридевять земель, в тридевятое царство, три сестры, три испытания и т.д.);

повторы слов в разных частях сказки;

"формулы” — особые слова, которые повторяются из сказки в сказку (конь бежит, земля дрожит; что, Иван-Царевич не весел, буйну голову повесил; не горюй, ложись спать, утро вечера мудренее…).

Все эти особые подсказки народ придумал для того, чтобы было легко запоминать и рассказывать произведение.

— Можно ли сказать, что слова "сказка” и "рассказ” синонимы?

— Собиратель сказок и сказочник (бахарь) — одно и то же?

— Одинаковые ли это вещи — читать сказки и рассказывать их?

IV. Оформление памятки «Как рассказывать сказку»

1. Рассказывай медленно, плавно.

2. Сохраняй сказочные «премудрости».

3. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды.

4. Начинай с присказки, завершай концовкой.

V. Задание на дом

Подготовить пересказ сказки «Василиса Премудрая».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.