logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели: познакомить учеников с биографией поэта, показать своеобразие творчества, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.

Методические приемы: сообщение учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, колонки.

Предварительно класс делится на три группы: биографы, литературоведы и искусствоведы – и дается задание подобрать материал по теме урока.

Я не сам ли выбрал час рожденья,
Год и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод.

М.Волошин «Готовность»

 

ХОД УРОКА

 

Слово учителя. Известный поэт С. Наровчатов писал: « Без поэзии Максимилиана Волошина будет неполным представление о русской поэзии ХХ века.» Примем его слова как совет познакомиться с творчеством Волошина. 
Волошин – личность яркая, незаурядная.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

На вопрос о том, кто он – поэт или художник, Волошин отвечал: «Конечно – Поэт». И добавлял при этом: «И художник» Как произошло, что в одном Человеке не только соседствовали, но и взаимно дополняли, питали друг друга эти два дара? Это и предстоит нам сегодня выяснить.

Слово биографам. Родился М.Волошин в Киеве. Рано лишился отца. По окончании гимназии он поступает на юридический факультет в Московский университет, но в 1900 году за участие в студенческих  волнениях исключается.
Весной 1901 года в мастерской художницы Е.С.Кругликовой в Париже появляется молодой человек с «львиной шевелюрой, в пенсне на широкой ленте» 
Это был Максимилиан Волошин. Его серьезно интересует искусствоведение. В Париже Волошин записывается в Луврскую школу музееведения. Однако лекции его не устраивали, так как он интересовался современными течениями в живописи. Поэтому у него был один выход: чтобы подготовить себя к поприщу художественного критика, надо самому стать художником. И Волошин стал им.

Слово искусствоведам. Какие новые течения интересовали Волошина? Вот что он сам писал об этом: «Еще в 90-е годы во Франции… нашлись люди, которые утверждали, что деревья следует писать не коричневой, а зеленой краской, что нужно писать предмет не в искусственном освещении темной мастерской, а на вольном воздухе, что воздух – это та прозрачная среда, которая дает предметам их окраску, что следует писать предметы не такими, какими они есть, но такими, какими они представляются (импрессионизм)». (М.Волошин «Листки из записной книжки») А позднее в «Ликах творчества» появляются такие строки: «Я изображаю не явления мира, а свое впечатление, получаемое от них».
Итак, Волошин «открывает» в Париже импрессионизм. Он весь во власти полотен Клода Моне и стихов Поля Верлена (первого импрессиониста в поэзии.) Естественно, что Максимилиан Волошин обращается к импрессионизму и в своих стихах.

Слово литературоведам. (Им было дано задание  проанализировать цикл М. Волошина и выяснить роль цветового эпитета; найти детали, дающие световую характеристику предмета).
Исследуя стихотворения, мы выяснили, что взгляд поэта-художника остро воспринимает контуры предмета, освещенность. Об этом говорят многие строки цикла «Париж». Вот например:

Осень, осень… весь Париж,
Очертанья сизых крыш
Скрылись в дымчатой дали…

Парижа я люблю осенний строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
И небо серое, и веток переплеты –
Чернильно-синие, как нити темных вен.

Поражает обилие цветовых эпитетов. Важную роль в цикле играют детали, передающие запахи окружающего мира: «пахнет мокрыми листьями», «запах жареных каштанов». Эта способность выразить в слове свое впечатление и делает Волошина импрессионистом в поэзии, «говорящим глазом», как называл его Вячеслав Иванов.

Классу предлагается сравнить изображение Парижа в цикле М.Волошина и на репродукции картины художника – импрессиониста Альбера Марке «Площадь Святой Троицы в Париже».

Звучит стихотворение «Осень…осень… Весь Париж», «Дождь».

Делается вывод, что в выборе палитры Волошин идет как бы вслед за художником, стараясь уловить в слове самые тонкие оттенки серого цвета: серо-сиреневый, стальные отливы, сизый, дымчатый, жемчужный, перламутровый, красный в сером, дымный.
Но в то же время импрессионизм для Волошина – это всего лишь форма, в которую он облекает свое понимание мира. Центром всякого стихотворения оказывается человек, его душа, торжествующая или скорбящая.
А образ города своеобразно соединяет человека со вселенной
Несколькими годами позже Волошин закончит еще один цикл, где признается в любви совсем другой земле – Киммерии.

Слово литературоведам. «Киммерийские сумерки написаны в редких античных размерах».  Весь цикл, кроме первых трех стихотворений, представляет собой сонеты, одну из самых сложных поэтических форм, требующих к тому же и особого содержания. Постигая пейзаж, Волошин воссоздает в стихотворениях не внешние его черты, а ищет корни каждого увиденного образа, его скрытый смысл. Поэтому он чаще всего выбирает те моменты, когда окружающее преображается, изменяет свои формы и открывает свою сокровенную сущность. Сумерки – излюбленное поэтом время суток. Именно в вечернем свете открывается то, что не видно днем – истинный смысл. Через него поэт заглядывает в свою душу:

А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры
В крылатых сумерках – намеки и фигуры…
Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,
Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам,
Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром.

В сумерках особенно остро чувствуется древность земли:

То парус в темноте, скользя по бездорожью, 
Трепещет древнею, таинственною дрожью
Ветров тоскующих и дышащих зыбей.

Слово искусствоведам. Вернувшись в Коктебель, Волошин начинает писать свои акварели. В акварели его привлекает возможность достичь многообразия цветовых оттенков.
Ежедневно он совершал прогулки по побережью, отправлялся в порт, а потом возвращался к мольберту.
Пейзажи, написанные по памяти, представляют собой «музыкально-красочную композицию на тему киммерийского пейзажа»,  а также художественный дневник Волошина.
В акварелях Волошина восхищает богатство цвета. Поражает простота, четкая композиция каждого пейзажа. Построению картины Волошин учился у японских художников. «Японец чертит линию ствола перпендикулярно к линии горизонта, а вокруг него концентрические спирали веток, в свою очередь  окруженных листьями, связанными с ними под известным углом…» Таким образом, живопись Максимилиана Волошина соединяет самые разные художественные методы самых разных эпох и народов, что делает ее явлением уникальным.

Учитель. А теперь вам предстоит выяснить, как соотносятся стихи Волошина о Киммерии с акварелями – и что особенно важно – как изменилась творческая манера поэта.
– Скажите, можно ли считать акварели Волошина иллюстрациями к стихам?
– Какую роль в изображении Киммерии играет цвет?
– Почему цветочных эпитетов в цикле меньше, чем в «Париже»?
– Найдите олицетворения. Как они помогают понять философский «нерв» циклов?
– Укажите «временные»  и «пространственные» детали в киммерийском пейзаже?
– Докажите, что стихи о Киммерии – это тоже «музыкально-красочная композиция» («музыка» стиха и звуковая характеристика пейзажа).

Учитель. Большую часть поэтического творчества Максимилиана Волошина составляет пейзажная и любовная лирика. За такое не наказывают и ее не запрещают, Волошина же вычеркнули из русской литературы более чем на 30 лет. За что, как вы думаете? Верно, за стихи о Родине и революции.
В Крыму то красные, то белые, и каждая власть очень жестока.

Ученик читает стихотворение «Террор» (из цикла «Усобица»)

Учитель. О ком это – о красных, о белых? По времени написания – о красных. Страшные чеканные строки. Свободный стих. Да рифма здесь и не нужна – ведь это не лирика – эпос. Существуют разные заговоры, молитвы: от смерти, от воды, от огня, от пули, от болезни. Волошин создает свою – «Заклинание (от усобиц)».

Ученик читает стихотворение.

Учитель. В статье «Россия распятая» Волошин писал: «Я не могу желать своему народу только пути правильного и прямого и заранее знаю, что этот путь – страдания и мученичества. Что мне до того, будет ли он вести через монархию, социалистический рай или через капитализм – все это только различные виды пламени, проходя которые перегорает и очищается человеческий дух».
Заканчивая урок, давайте обобщим все то, что вы узнали о Максимилиане Волошине.

– Каким вы представляете Волошина по его стихам, картинам, лекциям? (Общительный, обаятельный, образованный, большой души человек, глубокий поэт, гуманист, мыслитель, Патриот России, Крыма).
– Каковы основные темы его лирики? (Природа Киммерии, любовь, русская усобица времен революции и гражданской войны).
– Каковы взгляды Волошина, его позиция в годы революции и гражданской войны? (События 1917 года – испытание для России, посланное свыше, она пройдет этот путь страдания и мученичества, и очистится душа народа).

Максимилиан Волошин. Это именно о нем М. Цветаева написала: «Он поэт – настоящий поэт и человек – настоящий человек. Только настоящий человек, настоящий сын праматери-природы, воспетой и очеловеченной им мог так ее чувствовать, понимать, любить».

И ты, и я – мы все имели честь
«Мир посетить в минуты роковые»
И стать грустней и зорче, чем мы есть.
Я – не изгой, а пасынок России 
И в эти дни немой ее укор.
Я сам избрал пустынный сей затвор
Землею добровольного изгнанья,
Чтоб в годы лжи, падений и разрух
В уединенье выплавить свой дух
И выстрадать великое познанье.

«Дом поэта»

Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение М. Волошина.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.