logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока

Познакомить учеников с биографией и творчеством Лескова;

Дать представление о жанра сказа;

Заинтересовать учеников необычностью повествования.

Оборудование урока: портрет Н. С. Лескова.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, объяснение теоретических вопросов, беседа по вопросам.

Ход урока

II. Слово учителя

К творчеству одного из интереснейших русских писателей, Николая Семеновича Лескова, мы обращаемся впервые. Но про его знаменитого героя, Левшу, вы, наверное, слышали. Этот герой получил, с легкой руки писателя, самостоятельную жизнь.

Родина Николая Семеновича Лескова — город Орел.

Родился писатель 16 февраля 1831 года, отец его окончил духовную семинарию, но не захотел стать священником, а стал чиновником и дослужился до чинов, дававших потомственное дворянство.

Когда Н. С. Лескову было семнадцать лет, отец умер от холеры, и будущему писателю надо было работать, служить. Он переезжает в Киев к своему дяде, там живет и работает. В Киеве его застают значительные для эпохи перемены: смерть Николая 1, снятие многих запретов, и предвестие грядущих реформ, от которых ждали большего, чем они принесли.

Новая эпоха вызвала подъем торгово-промышленной деятельности, для которой нужны образованные предприимчивые люди, и Лесков начинает работать в коммерческом предприятии, для чего переезжает в Пензенскую губернию в 1857 году. За три года он исколесил всю Россию. Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где вы черпаете материал для своих произведений?» — Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Замысел рассказа «Левша» возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А. Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н. Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как «англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослалии. Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал этот рассказ.

Ш. Работа с учебником

Прочитаем отрывки из статей Ю. М. Нагибина и Л. А. Аннинского, предваряющие рассказ «Левша».

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества», по словам Ю. Нагибина.

IV. Определение жанра произведения

- Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника?

(Лесков хотел, чтобы легенда о левше бытовала в народе, чтобы создать иллюзию своей непричастности к истории левши.)

Жанр своего рассказа писатель определил сам: это сказ.

Заглянем в словарь: «Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи».

Запишем определение в тетради.

V. Выразительное чтение и беседа по вопросам Учитель читает первую главу скала.

- Какие элементы фольклорных произведений вы заметили?

(В сказе есть зачин, есть повторы. Концовка сказа содержит назидание: «А доведи они левшины слова в свое время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был»)

- Что мы можем сказать о рассказчике, повествователе?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи - Александр I и Платов — показаны с точки зрения простолюдина.)

- Когда и где происходит действие сказа?

(Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном, упоминается Венский конгресс 1814—1815 гг.)

Поездка Александра 1 с Платовым в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825 года, названное «смятением».

Читаем вторую и третью главы.

VI. Характеристика героев.

Задание.

Найти и прочитать цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова.

(Александр Павлович: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми», «Мы, русские, со своим значением .никуда не годимся» и др.

Платов: «И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, - и чем-нибудь отведет».

- Обратим внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Приведите примеры.

(Новые слова образуются, когда рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку словами и изменяют их так, как выражается простой человек. Например: мелкоскоп — микроскоп; Аболон полведерский — Аполлон Бельведерский; дыбица - таблица; двухсестная— двухместная; керамиды— пирамиды.

- Какова роль подобных слов?

(Такие народные слова создают юмористический эффект.)

Подготовка к домашнему заданию.

1. Перечитать 4—10 главы сказа.

2. Выписать цитаты, характеризующие Николая Павловича, Платова, левшу.

3. Приготовить пересказ эпизода на выбор.

«Этот народный, вульгарный и вычурный язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых, у святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету, в толпе... Все говорят у меня по-своему, а не по- литературному».

Прочитаем в учебнике-хрестоматии фрагменты статей Ю. М. Нагибина и Л. А. Аннинского об истории тульского левши.

Первоначально писатель задумал объединить три «уже готовых маленьких очерка» под общим названием «Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения», которые бы, по определению самого писателя, представляли собой «картины на родного творчества об императорах: Николае 1, Александра II, а также Александра Ш. (Из письма Я. С. Аксакову. май 1881 г.).

Однако в октябре 1881 г. Лесков опубликовал в журнале один рассказ под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)». В следующем году рассказ вышел отдельным изданием, в которое писатель внес некоторые изменения. Они были направлены на усиление сатирического звучания рассказа (например, в 7-й главе писатель добавил, что деньги на нужды церквей собирают «даже там, где взять нечего»).

Кроме того, в тексте издания 1882 г. сняты кавычки с ряда специфических слов и выражений, характерных для народной речи.

Появление «Левши» почти сразу же вызвало отклики в прессе. В октябре 1881 г. Лесков в письме к Аксакову подчеркнул, что его «Блоху» здесь очень заметили. Однако критика не поняла художественной ценности рассказа, жанровые искания Лескова оказались ей чужды. Его обвиняли и в «славянофилском шовинизме, и в стремлении приписать народу не присущие ему качества, показать, как «русский человек затыкает за пояс иностранца», и в принижении русского народа.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.