Цель: завершить создание целостного образа ХХ века, поэзии Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе.
Задачи:
Обучающие: с применением ИКТ ввести демонстрационную информацию, углубляющую знания учащихся о представителях русской поэзии ХХ века.
Развивающие: развивать - активное, творческое, ассоциативное мышление, навык выразительного чтения стихотворений/ чтения наизусть, умение слушать музыку и слушать выступающего, умение работать в мини-коллективе; умение самостоятельно искать и отбирать материал; эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений, совершенствовать навыки монологического ответа.
Воспитательные: воспитывать интерес к родной литературе, музыке, к поэзии; формировать чувство эстетического вкуса; воспитывать читательскую культуру школьников; воспитывать умение слушать выступающего, умение работать в мини-коллективе.
Место в теме и в общем курсе: заключительный урок по лирике ХХ века, заключительный урок по русской литературе (15 урок в теме)
Методические приемы:
Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений, аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание), использование видеоматериала, метод интеллект – карт, проектная деятельность, объяснительно-иллюстративный метод обучения (демонстрация наглядности с целью иллюстрирования отдельных выводов), репродуктивный метод обучения (задание на воспроизведение наизусть, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия).
Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний с мультимедийной поддержкой (урок творческого применения знаний)
Форма урока: смотр знаний, защита творческих работ, проектов, собеседование.
Структура урока в условиях развивающего обучения на трех уровнях:
дидактическом, логико-психологическом и методическом.
Основной при этом является дидактическая структура, состоящая из основного компонента - актуализации прежних знаний и способов действий учащихся, а также - организация начала урока, всесторонняя проверка знаний, подведение итогов урока, информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Межпредметные связи: история, музыка, ИЗО
Из Стандарта основного общего образования по литературе:
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.
Подготовка к уроку
1. Задания учащимся
Для всего класса:
- чтение и анализ одного из стихотворений поэтов ХХ века;
- завершить создание интеллект – карты «Мой ХХ век»
Индивидуальные задания:
- проанализировав материал Интернет-изданий, подготовить книгу «Моя/ Мой.. (поэт ХХ века)»
2. Оборудование
Фотофильм "Поэты Серебряного века" - авторский материал, размещенный на сайте – портфолио учителя Еремеевой С.В. "Русский язык. Литература. Немецкий язык" (Музыкальное сопровождение "Элегия" С. Рахманинова, иллюстративный материал взят из поисковых систем Интернета)
Раздаточный материал:
1)
И серебряный месяц ярко // Над серебряным веком стыл… А.А. Ахматова
Горька судьба поэтов всех времён. Тяжелее всех она казнит Россию. Ф.Тютчев.
Мир раскололся. Трещина прошла по сердцу поэта. Г.Манн.
Меня, как реку, суровая эпоха повернула. А.А. Ахматова
2)
Элегия в БСЭ "Элегия (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня), литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции".
3)
Рифмы:
… других … миры… стих… игры… меня… вперёд… огня… несёт
… струной … цветов… весной… слов… пою… погас… мою… вас
… стих… песок… тих… далёк… светит… нежней… отметит… к ней
… новым … тогда… словом… города… руку… зло… звуку… число
3. Организация учащихся:
Работа в парах
Организационный момент: Дидактическая цель - подготовка учащихся к работе на занятии. Актуализация прошлого опыта. |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Слово учителя: |
2-3 минут |
Дидактическая цель - создать целостный образ ХХ века, поэзии Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе; с применением ИКТ ввести демонстрационную информацию, углубляющую знания учащихся о представителях русской поэзии ХХ века. |
||
Учащиеся смотрят фотофильм, вспоминая поэтов ХХ века, тематику их произведений и жизненный путь |
Слово учителя: |
Фотофильм – 4,26 |
3. Актуализация знаний учащихся по изученному ранее материалу |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Слово учителя: |
5 минут |
4. Контроль домашнего задания = проектной деятельности |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
Слово учителя: |
15 минут |
5. Подведение итогов урока. Задание на дом |
||
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Примечание |
|
|
2-3 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Россия, нищая Россия, |
Поет зима - аукает, |
|
Я спросила у кукушки, |
Я убит подо Ржевом, |
|
Красною кистью |
||
Книгу переворошив, |
Крошка сын |
|
Мело, мело по всей земле |
||
Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. А. Твардовский |
||
У меня растут года, |
||
А вы |
||
Ты жива еще, моя старушка? |
Умрешь - начнешь опять сначала |
|
Белая береза |
Моим стихам о юности и смерти, |
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/