logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели: 

формирование представлений о литературе конца 19 - начала 20 века;

повышение мотивации к изучению предмета Литература;

утверждение современности и значимости русской литературы.

Задачи урока: 

Обучающие: 

создать условия для формирования представления у обучающихся о литературе как искусстве слова. 

Развивающие: 
развивать критическое мышление обучающихся, навыки исследовательской деятельности;

развивать коммуникативные умения обучающихся;

стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся

Воспитывающие: 

пробудить желание глубже познакомиться с произведениям литературы 19- начала 20 века.;

формировать положительные нравственные ориентации


Чтоб не обмелели наши души… 
В. Маяковский 



Ход урока 



1.Слово учителя: Здравствуйте, друзья. Я рада вас видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный разговор. Сегодня у нас урок литературы. Первый урок. 
Русская литература … - одна из самых древних литератур Европы. Ее начало восходит ко 2-й половине Х века. Но литературы не было бы, если бы мы не читали её. Жизнь книг - это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет в руки "Войну и мир", "Преступление и наказание", сборник стихов Цветаевой, Маяковского, повести Гоголя, жизнь этих книг начинается сызнова. И она не та, которою книга жила до сих пор. Книга та же, писатель тот же, но читатель другой. Читатель - вы, каждый из вас. 
А писатель, поэт - открыт всем. Он - как храм на дороге. Один пройдет мимо - перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий увидит, но золоченую ризу попа. А четвертый останется и побудет. 

2.Целеполагание 

Наша тема сегодня "Чудесный мир тревог". Запишите в тетрадь. 
О чем будет наш разговор? О Литературе. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «литература»…… 
Литература- это…( продолжите) Какие определения у вас получились? Литература-искусство слова. Литература – это отражение жизни общества и личности, реакция на события в истории человечества. "Воспитание человеческих душ" ( слайд) 
Как понять это определение? 
Как вы считаете, каковы цели сегодняшнего урока? Какую цель ставит каждый из вас на сегодняшний урок? 

3. Основная часть. Беседа. Да, мы мысленно возьмем в руки великие книги, перелистаем их и попадем в храм- храм русской литературы конца 19- начала 20 в. 
Итак - станица первая (слайд) 
Л. Н. Толстой "Война и мир"…Роман- эпопея. Композиция  романа "Война и мир" запоминается как цепь ярких картин, которые забыть невозможно. Сражения, первый бал Наташи, охота и святки, лунная ночь в Отрадном…
Чтение отрывка. Первый бал Наташи Ростовой. 

( Видео из к/ф Бондарчука. Музыка из к/ф) 
Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. 
Вечные вопросы: Что дурно? Что хорошо? , Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Эти вопросы мучают героев Л.Н. Толстого. 
Думаю, что их сегодня задаете себе и вы. 

Эти вопросы задавал себе и герой романа И.А. Гончарова И.И. Обломов. (Слайд) 
Правда, задавал он их себе, лежа на диване. Почему же для здорового и неглупого 33 летнего человека лежание становится нормальным состоянием? И можно ли поднять Обломова с дивана? Почему со смертью Обломова опустела жизнь всех героев романа? Как вы считаете, достаточно ли не делать зла, чтобы оставить добрый след в людских душах? Наверное. Думаю, что в каждом из нас живет Обломов-этот типичный русский характер, запечатленный И. Гончаровым. 
(Слайд) "Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели её будешь разгадывать всю жизнь,, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком." Эти слова принадлежат ещё одному великому писателю, мыслителю и гуманисту рубежа веков- Ф.М. Достоевскому, романы которого отличает острая злободневность, они наполнены болью за человека, за его искалеченную, истерзанную судьбу. Нам с вами предстоит знакомство с его произведением "Преступление и наказание". 
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек ( звали его Родион Раскольников) вышел из своей каморки на улицу. "Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы выходить в таких лохмотьях на улицу. Шляпа на нем была вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заходившая на сторону". 
Мы думаем о его нищете, болезности, но, шатающийся от голода и лихорадки, он идет не униженно клянчить малое- он идет на пробу, вынашивает страшный замысел. Ибо он не решается покорствовать- решается бунтовать!. Воспаленное голодом воображение быстро подсказывает ближайший способ добыть драгоценности, деньги. И тогда все изменится враз… Спрятать под камни, терпеть, не дать разоблачить себя. Пережить. Но зато потом спасти сестру, мать, затравленных жизнью Мармеладовых и ещё много таких же… Кончить университет, стать сильным. Открывать новые пути. Кто потом попрекнёт его смертью старухи, шея которой похожа на куриную ногу… 

Скажите, возможно ли делать добро людям с помощью преступления? 
Почему Достоевский преступлению отводит несколько глав, а наказанию посвящает весь роман? 
Человек в мире Достоевского сложен, глубок. Недаром фамилия главного героя Раскольников- человек противоречивый, сложный, в котором сочетаются добрые и злые начала. Уверена, что роман «Преступление и наказание» станет для вас открытием. 
А лицо на следующей странице, думаю, вам знакомо. Это Максим Горький. Или Алексей Пешков? Да, но Алексей Пешков умер в июне 1936 года, а М. Горький остался жить. 

Кто же он? 
- великий художник, 
-глашатай правды, 
-Буревестник революции, 
-Родоначальник советской литературы… Не правда ли, какой иконописный образ. Но вы столкнётесь и с такими определениями: проданный человек, от него бежать надо на свежий воздух», Тяжело писать о нём. Судить с высоты сегодняшнего дня даже таких великанов, как Горький, очень легко. Гораздо труднее понять. Попробуйте, взяв в руки его книги "Старуха Изергиль", "На дне", "Детство", "В людях". 

Звучит музыка и стихи А. Ахматовой. 
Были святки кострами согреты, 
И валились с мостов кареты, 
И весь траурный город плыл 
По неведомому назначенью, 
По Неве или против теченья, - 
Только прочь от своих могил. 
На Галерной чернела арка, 
В Летнем тонко пела флюгарка, 
И Серебряный месяц ярко 
Над Серебряным веком стыл. 

Это строки из "Поэмы без героя" А. Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение "Серебряный век”. Рубеж веков стал подлинным русским Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные научные и художественные открытия. Это мозаичное полотно под названием Серебряный век украшают имена поэтов. Поэзия «серебряного века» - поэзия, проверенная временем 

Поэзия А. Ахматовой, М. Цветаевой, О Мандельштама, Н. Гумилёва, В. Маяковского, Блока, Северянина - поэзия на все времена. "Возьмите стихи - это и есть моя жизнь". 
Кто создан из камня, кто создан из глины, 
И я - серебрюсь и сверкаю! 
Мне дело - измена, мне имя - Марина, 
Я - бренная пена морская. (слайд М. Цветаева) 

Стихи М. Цветаевой современны, популярны. На них пишут музыку, их поют. 

Песня "Мне нравится, что вы больны не мной" 

"Я — голос ваш, жар вашего дыханья, //Я — отраженье вашего лица". А эти строки принадлежат профессору литературы Оксфордского университета, лауреату литературной премии 
"Этна Таормина". А.А. Ахматовой. "Анна всея Руси" назвала её современница поэтесса Марина Цветаева. Стихи Ахматовой критики называют «романы в стихах». 
- Чем отличается роман от других жанров эпоса? 
- Сколько героев в стихотворении Ахматовой "Сероглазый король"? 
Сероглазый король 
Слава тебе, безысходная боль! 
Умер вчера сероглазый король. 
Вечер осенний был душен и ал, 
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: 
"Знаешь, с охоты его принесли, 
Тело у старого дуба нашли. 
Жаль королеву. Такой молодой!.. 
За ночь одну она стала седой». 
Трубку свою на камине нашел 
И на работу ночную ушел. 
Дочку мою я сейчас разбужу, 
В серые глазки ее погляжу. 
А за окном шелестят тополя: 
"Нет на земле твоего короля..." 

О чем стихотворение? Да, тема любви- это главная тема Ахматовой. В том числе и любви к родине. И голос Анны Ахматовой будет звучать во все времена. Послушайте его. 
(Звучит стихотворение "Мне голос был…") 
"Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью был" 

Страница литературы о войне - особая страница, ( слайд) 

Повести В. Кондратьева "Сашка", К. Воробьев "Убиты под Москвой", Э. Казакевича "Звезда", В. Некрасов "В окопах Сталинграда", Б. Васильев "А зори здесь тихие", В. Быков "Сотников" и , конечно, В. Астафьев. 
Что бы я хотел видеть в прозе о войне? 
Правду! Всю жестокую, но необходимую 
правду, для того, чтобы 
человечество, узнав её, было благоразумней. 
В.Астафьев 

Виктор Петрович Астафьев… Его имя носит ваше училище. Расскажите мне о нем.. Лауреат различных государственных премий, автор всемирно известных повестей и рассказов, страстный публицист, он стал совестью нашей страны 

Многое пришлось пережить писателю: сиротское детство, скитания по городам и сёлам Сибири, встречи с самыми разными людьми, Великую Отечественную войну. В лучших книгах, в большинстве своём автобиографичных, пережитое выразилось в полной мере. 
Изображая военную пору, Виктор Петрович пытается осмыслить, как удавалось человеку выдержать мучительные нравственные испытания на душевную прочность, какой ценой далась победа, какова подлинная правда о том времени. 

Человек рождён жить. Трудиться. Любить. Рожать детей. В этом и есть высокий смысл жизни. 
Но с надрывной ноты начинается современная пастораль, как называет произведение автор "Пастух и пастушка" – одна из самых заветных книг писателя. Неспроста он перерабатывает её тринадцать раз. ( Пастора́ль — (фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр в литературе,  живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь). Может быть кто- то знаком с произведением? Я немного расскажу вам о нем. 
По дикому полю бредёт слепая от слёз героиня повести молодая женщина Люся. В немой безлюдной степи отыскивает она безымянный холмик могилы, прижимается к ней лицом. И переворачивающая душу фраза – вопрос срывается с её губ: "Почему ты лежишь один посреди России?" Таким страшным аккордом – отчаянным всплеском горя, боли, бессмыслицы случившегося – начинается эта повесть. 

А потом – воспоминания. Они разные: иногда уводят в чёрное пекло войны, где под ногами чёрная пороша, удушливый дым, рёв, визг осколков, звериное рычание людей. Это – страшная картина боя, участником которой является молодой взводный, очень симпатичный нам юноша Борис Костяев. А вот сцена после боя: "Торчали из свежих сумётов руки, ноги, винтовки, термосы…" И трупы вокруг, рядом со скелетами боевых машин. И в хуторе, куда взвод отходит на отдых, – тоже трупы. В основе "современной пасторали" соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, и война – разрушение и смерть. 

Первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада, требующего нечеловеческого напряжения всех сил. Лейтенант Борис Костяев, главный герой, утерял рукавицы, наелся земли, но держал гранату, как рюмку, боясь расплескать её, и уже не кричал, а только плакал, от того, что не может настичь танк. Ему кажется, что "пророк небесный" с карающим копьём низвергается на землю, чтобы "наказать за варварство людей, образумить их". 

Война – беспрестанный, изнуряющий труд, физический и, главное, душевный. Легко ли сохранить в себе человеческое? 
После страшного боя, когда немецкая группировка была разбита, а "на поле…кучами лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы", у молодого лейтенанта одно желание – поскорее уйти подальше от этого места и увести остатки взвода. Кажется, что чистая человеческая душа не вынесет этого ужаса: крови, звериной жестокости, невероятного напряжения и страданий. Но Борис сохраняет нравственную чистоту. Оказавшись после боя на отдыхе в небольшой деревушке, Костяев встречает Люсю. Среди жестокости, крови и смерти вспыхивает самое прекрасное человеческое чувство – любовь. "Я всю жизнь, с семи лет, может даже и раньше, любила вот такого худенького, лупоглазого мальчика и всю жизнь ждала его… И вот он пришёл!.." – говорит девушка. " И ты знаешь, с тех пор я начал чего-то ждать". Но на прекрасном чувстве уже лежит печать трагедии: в памяти Бориса "отчётливо возникли… седой генерал на серых снопах кукурузы, обгорелый водитель "катюши", убитые лошади, одичавшая собака, раздавленные танками люди – мертвецы, мертвецы". 

В первой части повести есть эпизод, когда взвод прибыл на хутор. За баней нашли убитых старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Угрюмо смотрели военные на них, "наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час… Они пасли колхозный табун. Пастух и пастушка". 

И так же, как этим старикам, Борису, Люсе и каждому человеку война несёт лишь муки, страдания. Над героями постоянно висит угроза смерти, она подстерегает то, что только зарождается. 

Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, много времени потратившей на то, чтобы отыскать холмик с пирамидкой. "Как долго я искала тебя", – говорит она, опускаясь на колени перед могилой любимого человека, который остался "один посреди России”" Война оборвала любовь. Но память о ней не подвластна времени. Она преодолевает смерть. "Спи! Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе… Там уж никто не в силах разлучить нас", – говорит героиня. "Эта война должна быть последней", - сказал один из героев Астафьева. К сожалению, она не стала последней. Сегодня в мире ещё много льётся крови, но важно знать, что среди жестокости и зла можно и нужно остаться человеком. 
Этому учит вся русская литература. Нам не хватает доброты и милосердия, умения сопереживать. Писатели и поэты своим страстным словом призывают людей жить в мире. И любить… 

4.Дебаты. 

"Без Тютчева невозможно жить", – считает Л.Н.Толстой. А может быть, можно? Стоит ли заниматься устаревшей литературой при сегодняшнем дефиците времени? А зачем вам, сварщикам, литература? 2 команды. Утверждающая и опровергающая сторона. 

Русская литература - вечна и современна? 

Стоит ли изучать литературу, отдаленную от нашего времени двумя столетиями? Из высказываний учеников: "Литература— прежде всего барьер, который нужно взять, чтобы поступить в институт". "Ценности поменялись. Люди изменились. Наше же преподавание по одну сторону, а их ценности — по другую". "А почему мы думаем, что всем обязательно нужен Бунин?" "На Западе не читают литературы и живут хорошо". "Весь мир так живет и не мучается никакими Достоевскими". "Мы изучаем "Войну и мир", а ведь обществу все это не нужно". 

5. 
Хорошо, что у вас не так, как во "Вредных советах" Г. Остера? 

Ученики! Учтите впредь, 
Чтоб не бояться сочинений, 
Вполне достаточно иметь 
Набор простых определений: 
Пишите, что поэт - пророк, 
Что Гоголь высмеял порядки, 
Что Фамусов плохой и гадкий, 
А Чацкий больше не ездок, 
Базаров обогнал свой век, 
Онегин - сложная натура, 
Печорин - лишний человек, 
Дикой же - образ самодура, 
Герасим утопил Муму... 
Вот вам и вся литература. 

И Тютчев, и Толстой без нас обойдутся, а мы без них – нет! Не узнав гения, невозможно понять себя. Ведь литература – это Я. Как улыбка Джоконды обращена к каждому посетителю, где бы он ни стоял, так и классические произведения о каждом из нас. 
Да, литература необходима для каждого человека. Она помогает развить себя духовно, нравственно. Она помогает лучше и тоньше чувствовать окружающий мир. Литература помогает осмыслить явления, понять, что чувствует другой человек, понять все тонкости его души, ее переживания, стремления, чаяния, надежды. Обратимся вновь к эпиграфу "Чтоб не обмелели наши души…" 

Мы пролистали лишь несколько страниц многотомной книги, под названием Русская литература. Книга остается открытой.(слайд) Какие страницы вам хотелось бы добавить в этот "чудесный мир тревог…"? 
( Бардовская поэзия (И. Тальков, Б. Окуджава), В. Высоцкий, Шолохов, С.Есенин, Солженицын. Современная проза ( А. Лиханов, Т. Толстая, Л. Петрушевская)) 

6.Рефлексия 
– Какие мысли и ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока, выразите их, закончив предложения. Метод незаконченных предложений: 

Мне понравилось…. 
Я понял, что… 
Я научился… 
Достигли ли вы той цели, которую поставили в начале урока? 
7.Заключительное слово учителя. Итоги урока 
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим чудом Горький считал книгу: "Это единственная машина времени, с помощью которой можно совершать удивительные путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее человечества" И вы счастливые люди, ведь вам предстоит открывать русскую литературу. Благодарю вас за урок .(оценки) Хочется пожелать вам радости духовных открытий и сказать вам : "Счастливого вам путешествия в мир литературы".

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.