logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель: углубить понятие о русском национальном характере, совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения. 

Оборудование: презентация по теме урока. 



Ход урока



1. Вступительное слово учителя. 
Биография писателя (подготовленный ученик) 

2. Слово учителя о рассказе "Бирюк". 

Рассказ "Бирюк" написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала "Современник" в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: "Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в "Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне..." 
В "Записках охотника" писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ. 

3. Анализ произведения. 
-Понравилось ли произведение? 

- Кто из героев вызвал сочувствие, кто – осуждение? 

- Какова главная мысль? 
(Вместе с ребятами приходим к выводу, что И.С.Тургенев показал потрясающую картину бедности, нищеты и отчаяния русского крестьянина под гнётом крепостного права. В произведении звучит (пусть слабо, но звучит) протест против такого положения, и этот протест вырывается из уст мужика – «вора»). 

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку и подумайте, как он соотносится с главной мыслью очерка? 
(В эпиграфе так же, как и в очерке утверждается мысль о человеческом достоинстве: никто не имеет право унижать, притеснять человека). 

-Кто же главный герой? Понравился ли он вам? 
(Детям нравится герой, потому что в финале произведения он отпускает всё-таки вора, хотя до этого хотел сдать его хозяину). 

-Почему рассказ называется "Бирюк"? 

- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого, угрюмого человека.) 

- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с "прохожим мещанином сбежала".) 

-Разберёмся со значением слова "бирюк". 

(Учащиеся узнают, что оно означает "угрюмый человек", расширим это понятие с помощью слайда). 

-Что вас удивило? Какой вопрос возникает? 

(Ребята сразу же обращают внимание на то, что хороший человек вдруг назван «злым» словом. Почему?) 

- Записываем проблемный вопрос на доске и в тетрадях и попытаемся в этом разобраться: 
Почему хороший человек назван бирюком, и каково отношение автора к своему герою? 

-Что бы вам хотелось узнать о Бирюке? 
(Как выглядит? Где живёт? Как и с кем живёт? Как общается с окружающими?) - Переходим на язык литературы и получаем, что нас интересует портрет героя, интерьер, речь, поступки, то есть мы определили приёмы создания художественного образа. Только необходимо ещё вспомнить о пейзаже. 

-Таким образом, у нас получился план работы, с помощью которого должны раскрыть образ Бирюка и ответить на вопрос: «Почему хороший человек назван бирюком?» 

- Ребята, на прошлом уроке вы получили д.з.: по группам подготовить портрет главного героя, интерьер избы лесника и пейзаж в произведении, и все это вы должны были отразить в своих рисунках. (Галерея рисунков развешена на доске) 

1 группа. Портрет. 

-Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении? 
-Чтобы вам легче было создать портрет главного героя, воспользуемся ПРИМЕРНЫМ ПЛАНОМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. (СЛАЙД) 
- Устно нарисуйте, каким вы его представляете. (Используйте свои рисунки.) 
- Что узнали о характере главного героя благодаря портрету? 

2 группа. Интерьер. 

- Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении? 
- Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения. 
- Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка? 
Спрашиваю, разделяют ли ребята чувства рассказчика, который с горечью отмечает: "Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло"? 

3 группа. Пейзаж. 

- Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении? 
- Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя? 
- Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С.Тургенев через описание природы? 
- Какая сцена в рассказе является самой острой, кульминационной? (На доске определение кульминации). 

Читаем по ролям диалог Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием". 

- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты. 

(Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался). 

- Ожидали ли вы такой развязки? 

- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким замечательным работником зарекомендовал себя Фома). 

- Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели? 
(Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино". К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора). 

- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе? 
(Иправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика). 

- Как проявляются взгляды автора в рассказе? 
В 1852 году по приказу Николая I Тургенев был арестован в Петербурге и сослан в имение Спасское-Лутовиново, перешедшее в его владение после смерти матери. Как известно, поводом для ареста и ссылки послужила статья на смерть Н.В. Гоголя, но в действительности, всероссийский самодержец разгневался на Тургенева из-за антикрепостнического духа "Записок охотника". 

Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга "Записки охотника" послужила делу освобождения крестьян. 

- Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права? 

Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил". 

4. Итог урока: 


- Ребята, сегодня мы проанализировали рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Опираясь на все сказанное, ответьте на проблемный вопрос, который мы записали в начале урока. 
(Дети дают ответ на вопрос) 

- Мы определили отношение автора к своему герою и ко всем крестьянам, а теперь послушаем учащихся творческой группы, которые сочинили стихи и выразили в них свое отношение к герою рассказа. (Опережающее домашнее задание) 

5. Комментирование оценок. 

6. Домашнее задание (по выбору учащихся): 

1. Написать развернутый ответ на проблемный вопрос "Почему хороший человек назван бирюком?" 
2. Составить тест по рассказу "Бирюк" 
3. Написать продолжение рассказа.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.