logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Не было бы добрых людей,
жизнь бы давно остановилась
В.Шукшин

До обидного мало - 45 лет прожил В.М.Шукшин. Но и того, что сделано, хватило бы на несколько биографий. Впервые был опубликован в 29 лет рассказ "Двое на телеге". Но писать он начал, когда учился в школе, где имел прозвище "Гоголь". Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта его характера. Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей. В его произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Краткое знакомство с биографией В.М.Шукшина (сообщение учеников).

Не только литературу 60-70-х годов, но и современную прозу нельзя представить без Шукшина. Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве. За его нестандартным подходом к человеку видится яркость, глубина личности художника, его требовательный взгляд, исполненный любви и терпеливого внимания.

Шукшин различал несколько типов рассказов:

Рассказ - судьба

Рассказ - характер

Рассказ - исповедь

Рассказ - анекдот

"Алеша Бесконвойный"

Какое впечатление произвел на вас рассказ "Алеша Бесконвойный"?

Что показалось странным, забавным, серьезным?

Почему Алеша в субботу "выпрягается"? Это прихоть, каприз или потребность? Чем могли бы объяснить ее: "безответственностью", "неуправляемостью" или чем-то иным?

С какой целью автор детально рисует, что, как, в какой последовательности делает Алеша в бане, каким чувством окрашиваются его мысли и поступки? Как воспринимают Алешу окружающие и он сам себя?

Как писатель воссоздает духовный мир своего героя?

Найдите и перечитайте те места в тексте, где автор передает ход мыслей Алеши, развитие его чувств, настроений, воспоминаний?

Как раскрыто его отношение к семье, детям, окружающим людям, к природе?

Как автор показывает философский склад ума Алеши?

Как писатель относится к своему герою и почему он его заинтересовал?

Баня - это очищение духовное для Алеши. Нет церкви, т.к. их разрушают "крепкие" мужики ("Мастер"). Человеку нужно очищаться. В церковь ходили как на праздник, любя обряд. Обряд бани есть омовение души (т.е. вместо церкви).

Почему всех раздражает субботняя радость Алеши?

Алеша - человек духовный, он тоскует по обряду.

Нет точного портрета, всегда размыт. Образы всегда высокие, худые, длинные, жилистые или "крепкие", низкие, приземистые.

Мог бы Алеша жить в городе?

Нет, он погиб бы нравственно или физически.

У Шукшина стремление к единению всех, жизнь со всеми, на виду у всех. Алеша ищет связи с миром. Опорой у Алешиной жизни стала его любовь ко всему живому, к детям, к природе, чувство ответственности перед ними. Эта любовь приносит ему душевное равновесие.

"Срезал"

Какое впечатление от рассказа "Срезал"?

Что вас насмешила позабавило, удивило, навеяло грустное настроение?

Какие еще чувства вызывает изображенная Шукшиным ситуация?

Что представляет из себя Глеб Капустин?

Почему он жаждет "срезать"? От чьего имени он выступает?

Перечислите монологи и реплики Глеба и подумайте, как оценить его эрудицию? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

Интересно проследить развитие словесного поединка. Как ведет себя Глеб Капустин? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он любил "взвиваться"?

Почему кандидаты наук оказались побежденными в глазах мужиков? Почему Глеб "срезает" их вроде бы без особых усилий?

Какова авторская оценка поведения и характера Глеба Капустина? Она высказана в начале и в конце рассказа. Почему в таком случае писатель воспроизводит словесный поединок? Почему никто не останавливает Глеба и даже не выражает сомнений в уместности таких сцен? Цель авторских "Исследований"?

Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он "срезает"? Что интересного видят люди в этих поединках? Почему никто не останавливает Глеба?

Какие общепринятые суждения, общественные оценки, идеологические установки отражены в рассказе?

Как решается Шукшиным традиционная для русской литературы тема: "Человек из народа - интеллигенция народа"?

"Обида"

Что показалось интересным, точно подмеченным?

В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?

Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его намерения? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли? Только ли оскорбленное чувство собственного достоинства говорит в нем? Что еще?

какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за авторским замечанием: "Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери", за словами жены: "С кем опять драку затеваешь? ..Опять на тебе лица нету..?"

Зачем в рассказ введен ребенок? Какие стороны натуры Сашки высвечивают отношение к дочери? Какую роль в тексте имеют реплики девочки, что тети и дяди плохие?

Как автор относится к своему герою, к общей атмосфере жизни?

Какие "художественные детали" рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?

В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории? Каково оно? Почувствовали ли вы в начале рассказа авторскую иронию?

Почему автор обращается к такой обыденной ситуации - ссора в магазине? Чем автору интересен Сашка? В каких его словах сокрыта самохарактеристика, выражающая тип мышления и строй чувств?

Какова авторская оценка общей картины жизни, людей, их поведения?

Сашка наивно верит, что человеку можно что-то объяснить. Здесь столкновение противоположных позиций - романтический веры в силу слова и в силу добра и непробиваемой тупости, злобы, нравственной глухоты.

В общем масштабе Сашка прав, но здесь уже ничего изменить нельзя, т.к. для этих людей ничего изменить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.

Творческие задания

Попробуйте выразительно прочитать и проанализировать рассказ, который вам понравился, используя известные подходи к тексту:

Какими изображены герои, их отношения?

Можно начать с анализа сюжета, высказать суждения о кульминации и развязке.

Необходимо выйти на главный результат: Какой вопрос ставил автор в рассказе, сформулировать его, и как он решается автором?

Своеобразие рассказов Шукшина

В центре большинства рассказов - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи. Характеры изображены на фоне черт обыденной жизни.

Писатель распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.

Рассказы начинаются без каких-либо вступлений. Автор сразу водит нас в ситуацию.

Рассказы часто остроконфликтные. Герои Шукшина своей сутью, манерой поведения опровергают усредненное, обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии характеров, голов и сердец.

"В каждом рассказе должно быть что-то настоящее. Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то - в черте характера, в поступке, в чувстве - проговорилось настоящее. И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, о настоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего, то там есть - тоска по нему, по настоящему" (из рабочих записей Шукшина).

Настоящее - это не случайные, не мелочные вопросы, а такие, которые заслуживают того, чтобы о них напряженно думать, ими жить. Этим настоящим и связаны рассказы Шукшина.

- Как связаны ситуации и характеры?

Кто такие "чудики"?

Как относится к ним автор?

Есть ли пейзаж и его особенности?

Почему финалы отсутствуют?

Кто ведет повествование?

"Будь человеком" - призывает своим творчеством В.Шукшин.

Почти все рассказы отличаются философским осмыслением жизни, многотемностью, особыми героями, которые часто кажутся примитивными. "Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? Как он думает? Чего хочет? :мы ведь так и составляем понятие о человеке - послушав его"

Темы творчества:

противопоставление города и деревни (в деревне нравственнее, чище)

"светлые" души

любовь

"чудики" и отношение к ним писателя

смысл жизни

Важна жизнь духа, а не факты биографии героев.

Обобщение знаний по творчеству В.Шукшина

Перечитать рассказы.

Как автор относится к героям? Что дорого в них? Чего он не принимает?

Назовите рассказ, где диалог движет действия.

Проследите за развитием сюжета. В каком легко найти кульминацию и развязку?

Итог урока

Домашнее задание: прочитать и проанализировать рассказы "Раскас", "Упорный", "Чудики".

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.